Александр Токарев

Острые перцы в гидропонике: личный опыт (часть 1)

Перец супер-кайен в гидропонике
Перец Супер-кайен в гидропонном контейнере (2015)

Пожалуй, никакие другие овощи я не выращивал в таком количестве и с таким удовольствием, как перцы. Чем они мне так нравятся? Во-первых, несравненным, потрясающим разнообразием форм, размеров и цветов. Во-вторых, нарядным внешним видом, украшающим любой балкон и подоконник. В-третьих, богатейшей вкусовой палитрой всех оттенков огня, дыма и пламени — от едва уловимого тепла до неистового, прямо-таки инфернального жжения в пару миллионов сковиллей, производящего на ваши вкусовые рецепторы незабываемое (мягко выражаясь!) впечатление. К тому же, весь мой многолетний выращивательский квест начался именно с перца — маленького, но невероятно острого для своих скромных размеров. Неудивительно, что к представителям семейства Капсикум я отношусь с особой симпатией.

Поначалу я выращивал перцы в небольших горшках с грунтом, затем — в самодельных дизайнерских грунтовых контейнерах с автополивом, а с переходом на гидропонику выращиваю их в гидропонных контейнерах собственной разработки. Эти контейнеры я ежегодно дорабатываю и совершенствую, их презентация будет в отдельном посте. А сегодня я хочу рассказать и показать, какие сорта острого перца мне приходилось выращивать в гидропонике на собственном балконе.

Супер-кайен

Перец супер-кайен в гидропонике
Перец Супер-кайен, выращенный в гидропонике (2015)

Первый сорт перца, который я вырастил гидропонным способом, был супер-кайен — селекционная модификация обычного среднеострого кайенского перца-чили (30-50 тыс. единиц по шкале Сковилла), обладающая повышенной устойчивостью к ряду вирусно-бактериальных инфекций (отсюда и «супер» в названии сорта).

Из-за узнаваемой формы и широчайшей распространённости по всему миру кайен можно считать эталонным, классическим чили-перцем. Само слово «кайен» (cayenne) — это офранцуженное «кинья», что на одном из коренных южноамериканских языков значит «перец», а словосочетание «кайенский перец» представляет собой забавную тавтологию, ибо означает «перечный перец». Так или иначе, если вам понадобится кому-либо показать, как выглядит типичный чили-перец, покажите кайен, не ошибётесь.

Семена супер-кайена я выписал по каталогу из проверенного зарубежного интернет-магазина, с трудом удержавшись, чтобы не заказать ещё штук двадцать разных экзотических перцев. («Балкон не резиновый», — своевременно предупредил внутренний голос.) И тем не менее, спустя пару месяцев я всё-таки посадил в соседний контейнер саженец перца Табаско — для видового разнообразия, ну и чтобы кайену было не скучно:


Перец супер-кайен
Перец Супер-кайен (слева) и Табаско (справа) в гидропонных контейнерах (2015)

К сожалению, табаско тогда не успел дать плоды: в самый разгар сезона мою балконную оранжерею атаковали полчища злобных паутинных клещей, которые менее, чем за неделю превратили бодрые зелёные растения в высохшие мумии. Плоды на кайене к тому моменту успели созреть, и их удалось спасти. Спустя год я вырастил табаско повторно, на сей раз с гораздо большим успехом (см. ниже).

Питательный раствор, на котором вырос мой гидропонный перец-первопроходец, был не самого лучшего качества: это были мои первые пробы приготовления раствора из обычных сельскохозяйственных удобрений, вследствие чего раствор в контейнере периодически выпадал в осадок, а листья растений демонстрировали признаки умеренного дефицита питательных элементов. И всё же, несмотря на технические огрехи и нашествие прожорливых клещей, в августе 2015 г. я собрал свой первый урожай гидропонных кайенских перцев:

Перец супер-кайен в гидропонике
Первый урожай гидропонных перцев (2015)

Разглядывая собранный урожай, я с удивлением осознал, что, кажется, впервые в жизни вижу настоящий, свежий кайенский перец, ведь прежде я покупал его исключительно в сушёно-молотом виде, упакованным в баночку для специй. Поэтому лично для меня эти кайены были дважды «супер». Или даже трижды, учитывая их волшебное появление на свет из горстки минеральных удобрений, воздуха и воды.

Тай Бангкок

Я уже упоминал о декоративном остром перце Тай Бангкок, который многократно выращивал в горшках с грунтом. В сезоне-2016 я решил вырастить этот перчик в гидропонном контейнере и сравнить гидропонные результаты с грунтовыми.

Перец Тай Бангкок
Перец Тай Бангкок — слева и в центре (2016)

Для этого я вырастил из семян два одинаковых саженца перцев Тай Бангкок в грунте (см. фото), а затем пересадил один из них в 13-литровый гидропонный контейнер. Далее оба саженца я выращивал в одинаковых условиях, с той разницей, что один рос в грунте, а второй — в гидропонике.

О ходе этого занимательного перечного состязания я подробно рассказал в отдельном посте, поэтому здесь лишь кратко повторю основные результаты: гидропоника выиграла с разгромным счётом. За 6 месяцев гидропонный Тай Бангкок разросся до размеров, невероятных для скромного горшечного растения, и к концу сезона напоминал медвежонка, увешанного алыми перцами, чью лохматую крону я не мог обхватить руками, как ни пытался:

Перец Тай Бангкок в гидропонике
Перец Тай Бангкок в гидропонике (2016)

Все перцы в сезоне-2016 я выращивал уже на новом растворе, на базе Акварина (см. рецепт), и результат был заметно лучше, чем годом раньше. К примеру, с мая по ноябрь гидропонный Тай Бангкок выдал два урожая общим числом то ли 300, то ли 400 перцев, чего вполне достаточно, чтобы примерно лет 5 не заходить за острым перцем в магазинный отдел приправ.

Табаско

Вместе с двумя тайскими перцами в сезоне-2016 я посадил два саженца перцев табаско, и провёл с ними аналогичный эксперимент.

Табаско — среднекрупный перец высотой и шириной до 1 метра и более. Своим названием он обязан одноименному мексиканскому штату, откуда он и происходит. Плоды табаско отличаются от прочих острых перцев тем, что их внутренняя часть мягкая, пастообразная, а вкус имеет фруктовый оттенок — ощутимый, несмотря на изрядную жгучесть. Благодаря этим качествам данный сорт превосходно подходит для изготовления острых соусов. Именно из него делают легендарный перечный соус Tabasco, который сегодня можно встретить на ресторанных столиках по всему миру.

Перец табаско — неспешное, но при этом фантастически плодовитое растение, и чтобы развернуться на полную мощь и продемонстрировать свою легендарную продуктивность, ему нужен длинный сезон (не менее 5-6 месяцев). В течение первых 2-3 месяцев табаско неторпливо наращивает «производственную базу» — ствол, ветки и корни…

Перец Табаско в гидропонике
Перец табаско в гидропонике (2016)

…после чего переходит к цветению, которое по своим масштабам напоминает лавину. Я не преувеличиваю: в пору цветения количество новых завязей легко достигает 50 штук (читай: 50 новых перцев к концу сезона) ежедневно! Как следствие, ближе к осени количество плодов на ветках начинает соперничать с количеством листьев. В отличие от кайенов, плоды табаско не свисают вниз, а торчат вверх, точно маленькие желто-зелёные свечки, вследствие чего плодоносящий куст табаско напоминает гигантский канделябр:

Перец Табаско в гидропонике
Перец табаско в гидропонике (2016)

По мере созревания плоды постепенно меняют цвет на морковно-оранжевый и, наконец, ярко-алый:

Урожай перцев Табаско
Мой гидропонный урожай табаско (2016)

Количество плодов, собранных за сезон с одного-единственного куста табаско, я затрудняюсь назвать даже приблизительно: настолько их оказалось много. Один лишь пакет с семенами, извлечёнными после сушки, весил около 200 граммов! Если учесть, что из одного семечка вырастает куст размером метр на метр, думаю, этого количества семян вполне хватило бы, чтобы засеять ими пару футбольных полей. Так что если у вас на примете есть бесхозное футбольное поле, теперь вы знаете, что с ним делать.

Продолжение тут

Все очерки раздела «Заметки балконного выращивателя»

Парковый котоморфизм

Кормушка в виде кота Останкино

Оригинальная кормушка для птиц в Останкинском парке в Москве. При взгляде издалека она внушает уверенность, что её изготовители, должно быть, безумно любят котиков — раз уж кормушка сделана в виде котика, тем более, улыбающегося. Но при осмотре вблизи вся эта история начинает выглядеть куда более запутанной и неоднозначной, чем кажется поначалу — поскольку становится ясно, за какие такие филейные части этот весёлый котик приколочен гвоздями к дереву.

Так что если у вас есть кот, наверное, лучше убрать его от экрана (и уж, конечно, не выгуливать его в Останкинском парке), дабы невзначай не психотравмировать пушистое животное.

Кормушка в виде кота Останкино
 1 комментарий    595   9 мес   забавно

Руины Керчи

Снос кинотеатра Керчь

Вот так выглядит Керчь в октябре 2020 года.

Нет, слава Богу, это не город Керчь, а всего лишь сетевой кинотеатр «Керчь 5 звёзд» в Восточном Бирюлёво. Точнее, бывший кинотеатр, ибо его внезапно пустили под снос, как я обнаружил сегодня, проходя мимо:

 Руины кинотеатра Керчь

Что можно сказать, глядя на эти печальные руины сквозь дырочку в строительном ограждении? Только одно:

Там, где вчера
смотрел я «Терминатор»,
сегодня бороздит руины экскаватор.

Хотя, откровенно говоря, ничего я в этой «Керчи» не смотрел — ни вчера, ни позавчера. Я вообще в ней ни разу не был: как-то вот, знаете ли, не пришлось. Но по словам знакомых, которые там бывали, посещаемость этого заведения ещё за пару лет до эпидемии была сильно ниже среднего, а уж с её началом, похоже, и вовсе упала до нуля. Что ж, будем надеяться, на этом месте воздвигнут что-нибудь по-настоящему полезное и нужное. К примеру, 200-метровый бронзовый памятник кинотеатру «Керчь» работы Церетели.

А пока заднюю часть кинотеатра ещё не успели сравнять с землёй, давайте я покажу, что меня на протяжение многих лет безмерно удивляло в конструкции этого здания. См. фото:

Кинотеатр Керчь 5 звёзд

Видите вот эту оригинальную архитектурную нишу-выемку вдоль угла на уровне первого и второго этажей? Если присмотритесь, вы также увидите, что вместо обычного пола (ну или потолка — смотря о каком этаже идёт речь) там находится нечто вроде раздвижных гаражных дверей.

Внимание, вопрос: для чего нужен раздвижной пол в кинотеатре?.. Основных версий у меня было две. Первая: с помощью внезапно раскрывающегося пола администрация кинотеатра выдворяет с галёрки особо шкодливую публику. Вторая версия: раздвижной пол нужен для обороны — на случай, если конкуренты подкатят к кинотеатру стенобитные орудия и начнут брать штурмом. В этом случае дверь тихонько приоткрывается и на головы атакующих низвергается триста вёдер противного, липкого попкорна и пара тонн омерзительно тёплой кока-колы.

Впрочем, возможны другие варианты. Если вам известен истинный смысл этого загадочного архитектурного решения — пишите в комменты.

В поддержку свободы слова

Свободная библиотека в Жулебино

На фото — импровизированная придорожная библиотечка неподалёку от метро «Жулебино» в Москве. Как пояснил мой друг, живущий неподалку, она была изготовлена местными энтузиастами несколько лет назад для свободного обмена литературой: кто угодно может положить туда любые книги и журналы, равно как и взять почитать.

Cегодня свободная библиотека по-прежнему свободна, на сей раз — от книг: её скромные фонды полностью истощились. Судя по тому, что пару лет назад книги там точно были, жулебинский книжный шкафчик постигла участь многих настоящих библиотек под названием «хронический невозврат». Что с одной стороны, печально, а с другой — намекает, что жулебинцы были и остаются активно читающими людьми.

Так что если у вас есть книги или журналы, которые вам больше не нужны, а выкинуть рука не поднимается, теперь вы знаете, что с ними делать.

Свободная библиотека в Жулебино

Лайфшот #13

По дороге к парку меня останавливает неряшливо одетая женщина лет шестидесяти, с немигающим взглядом и напряжением в лице:

— Денег не дадите? У меня все погибли, — медленно произносит она странным, неподходящим тоном, с каким иной человек сказал бы: «У меня проездной украли» или «У меня сигареты кончились».

— Я вам не верю, — отвечаю я ей доброжелательно, — но вот вам сто рублей.

— А что мне на них купить? — нисколько не меняясь в лице, ещё более странным тоном спрашивает она, принимая купюру. — Молока, да? Молока?..

И тут я догадываюсь, что это, вероятно, не единственный бытовой вопрос, в котором ей требуется помощь.

— Поднимай ноги выше! Выше, говорю! Видишь, мама высоко ноги поднимает? — занудно поучает женщина свою трёхлетнюю дочку при спуске по лестнице в подземный переход. Та неохотно подчиняется и, следуя маминым указаниям, при каждом шаге задирает коленки почти до пояса.

Зачем так высоко поднимать ноги, спускаясь по лестнице (а не поднимаясь по ней), остаётся для меня загадкой. Возможно, женщине самой это не объяснили в трёхлетнем возрасте.

 1 комментарий    257   10 мес   лайфшот

Фасоль в гидропонике

 Гидропонная фасоль на балконе
Гидропонная фасоль в моей балконной оранжерее (2020 г.)

Фасоль — одно из первых растений, которые я вырастил в гидропонике. Как оказалось, выращивать фасоль до смешного просто: для этого даже не нужно покупать семена в садовом центре. Достаёте из кухонного шкафа пачку обычной магазинной фасоли…

Пачка фасоли

…извлекате оттуда пару фасолин, сажаете их в торфяную таблетку или в полгорсти земли, насыпанной в стаканчик из-под йогурта, и спустя всего три дня на вашем пустынном подоконнике появляются два забавных и удивительно энергичных домашних растения:

Ростки фасоли на подоконнике
Фасоль, выращенная из обычной магазинной фасоли (2015 г.)

Если вы никогда не выращивали фасоль и прочие бобовые культуры, внимание, сейчас будет спойлер: вот эти небольшие округлые штучки посередине каждого стебля (см. фото) — вовсе не листья! Это половинки той самой фасоли, которую вы посадили в землю в виде семян, и из которых явилось миру всё остальное фасольное растение!

Спрашивается, что они делают на стебле и почему они не в земле? Дело в том, что каждая фасолина — это нечто вроде канистры с солидным запасом питательных веществ, за счёт которых фасолевый росток в первые дни появления на свет не вырастает, а буквально выпрыгивает из-под земли, оставляя своих нерасторопных конкурентов вроде листового салата зеленеть от зависти. В ходе этого мощного броска фасолевый стебель увлекает стремительно пустеющую «канистру» вслед за собой, в результате чего она оказывается подвешенной в десяти сантиметрах над землёй.

Спустя несколько дней, когда у ростков появились корни, я осторожно извлёк ростки из грунта и пересадил в гидропонный DWC-контейнер:

Росток фасоли в гидропонике
Фасоль после пересадки из грунта в гидропонику (2015 г.)

Как правило, смена субстрата — процедура для корней весьма стрессовая, после которой растению требуется минимум 2-3 дня, чтобы восстановиться, сориентироваться в новых условиях и продолжить рост. Однако фасоль перенесла пересадку на удивление благоприятно: уже на следующее утро ростки уверенно развернули листья к свету, сигнализируя о том, что полёт проходит нормально: «Пересадка? Какая пересадка? Не-а, не слышали».

Спустя ещё неделю фасолевые ростки начали потихоньку затенять собой остальную гидропонную рассаду в контейнере. Особенно от них досталось помидору (справа у стены), который мгновенно затерялся под сенью фасолевых листьев:

Гидропонный контейнер с растениями
Фасоль и прочие зелёные питомцы моей балконно-гидропонной оранжереи (2015 г.)

А через полтора месяца я наконец-то увидел, как выглядит этот сорт фасоли в своей природной, а не магазинной упаковке:

Фасоль в гидропонике
Первый урожай гидропонной фасоли (2015 г.)

Какая вообще бывает фасоль?

Все сорта фасоли подразделяются на два типа: кустовые и лозовые. Первые растут в виде небольшого куста (примерно 40 см в высоту) и плодоносят лишь раз за сезон. Вторые растут в виде вьющейся лозы и плодоносят многократно, на протяжение всего сезона.

Кустовую фасоль в гидропонике я выращивал лишь единожды, чтобы посмотреть, велик ли будет урожай с одного куста. Так называемый урожай (см. фото внизу) оказался настолько скромным и не стоящим моих выращивательских усилий, что с тех пор кустовую фасоль я обхожу стороной. А выбирая семена в магазине, первым делом ищу информацию на обороте пакетика: не кустовая ли?

Урожай кустовой фасоли гидропоника
«Урожай» кустовой фасоли (2016 г.)

А вот лозовую фасоль я выращивал несколько раз, и остался очень доволен результатами — в особенности, в сезоне 2020 (см. ниже).

На какую длину вырастает лозовая фасоль?

На упаковках с семенами лозовой фасоли обычно пишут, что длина лозы достигает 2-3 метров. В справедливости этих цифр я нисколько не сомневаюсь, ибо проверял лично. Между тем подозреваю, что для лозовой фасоли это не предел, и что она способна на большее при наличии достаточно высоких потолков — но, увы, не имею возможность проверить эту гипотезу, ибо высота моего балкона около 2,5 метров, и всякий раз, когда фасолевая лоза упирается в потолок, мне приходится её обрезать. Что ж, если когда-нибудь обзаведусь настоящей большой оранжереей с высоченными потолками, фонтаном, пальмами, попугаями, летающими с ветки на ветку, и всем прочим сопутствующим антуражем, непременно проверю и сообщу.

Маленький зелёный секрет

Вся так называемая «зелёная фасоль», которую можно купить в магазине в замороженном виде, не является какой-то особой разновидностью фасоли: это обычная фасоль, собранная на стадии зелёных стручков. Поэтому любую фасоль, вне зависимости от цвета — белую, красную, чёрную, пятнистую, серо-буро-малиновую — можно выращивать в качестве «зелёной фасоли»: для этого стручки нужно собирать, пока они ещё зелёные и сочные, а не жёлтые и сухие.

Но главный фасолевый секрет не в этом. А в том, что если вы планируете употреблять в пищу выращенную вами зелёную фасоль, то при покупке семян желательно учесть одну неприметную деталь, о которой начинающие выращиватели обычно не подозревают, и которая может изрядно удивить их в конце сезона, на стадии сбора урожая.

Эта деталь называется пергаментный слой и представляет собой тонкую полупрозрачную прослойку из растительных волокон, находящуюся внутри фасолевого стручка. Она довольно прочная и по своим физическим свойствам действительно напоминает пергаментную (вощёную) бумагу или кусок полиэтилена; её биологическая функция в том, чтобы защищать семена фасоли от влагопотери и проникновения насекомых-вредителей. И если выбранный вами сорт содержит пергаментный слой, то употреблять в пищу выращенные зелёные стручки вы, скорее всего, не сможете, поскольку вам не удастся их разжевать. (Спойлер: варка не помогает.)

Одни сорта фасоли содержат этот слой, другие — нет. Как узнать об этом заранее? Очень просто: поискать эту информацию на пакете с семенами. Как вы, должно быть, догадались, в моей «магазинной» фасоли он, разумеется, присутствовал, поэтому насладиться зелёными стручками мне тогда не пришлось. Как я поступил? Подождал, пока стручки пожелтеют и собрал урожай в виде двух стаканов восхитительных красных фасолин:

Раскрытый стручок фасоли в руке

Фасоль в сезоне-2020

Сорт фасоли, который я выращиваю в этом году, называется «мавританская лозовая» (я писал о ней в четвёртом раунде игры «Угадай растение»):

Замечательна она тем, что не имеет пергаментного слоя, плодоносит даже при низких температурах и цветёт на редкость красивыми розово-пурпурными цветками, напоминающими филиппинскую орхидею:

А особенно она замечательна тем, что выращена из семян сразу в гидропонике. Все прошлые фасоли я вначале выращивал в грунте, а затем извлекал росток из грунта и пересаживал в гидропонику. Эту фасоль я впервые вырастил из семени не в грунте, а в стаканчике с керамзитом, который затем поместил в 13-литровый гидропонный контейнер. Судя по скорости, с которой фасоль пьёт раствор, этот контейнер ей явно маловат. Поэтому в следующем сезоне я непременно изготовлю для неё более вместительный и удобный контейнер, чтобы фасолеобслуживающему техперсоналу (т. е. мне) не приходилось слишком уж часто выбегать на балкон с ведром и доливать воду.

Гидропонная фасоль на балконе

Фасоль у меня разведена в две лозы: одна лоза идёт налево, другая направо, а затем обе они взбираются по сетке до самого потолка (на фото вверху — одна из них). Также как и огурец, лозовая фасоль отлично затеняет балкон и превращает его в восхитительный зелёный оазис.

Урожайность и вкусовые качества

Зелёная фасоль гидропоника

За три месяца роста на балконе один куст фасоли данного сорта выдал 140 стручков. При весе одного стручка около 20 г это примерно 2,8 кг зелёной фасоли, что технически равно 7 пачкам покупной зелёной фасоли из магазина. Думаю, он запросто выдал бы и больше, но увы — как только ночная температура на балконе упала до 10°C, фасолевый куст в считанные дни пожелтел и сник. Так что из всех прочих растений, что я выращивал, фасоль оказалась наименее холодостойкой культурой (впрочем, может быть дело в сорте).

Но самое-то главное: насколько эта фасоль вкусна? Скажу без преувеличения: по-моему, она заметно вкуснее любой замороженной магазинной зелёной фасоли, какую мне когда-либо приходилось пробовать. Даже не знаю, чем это объясняется: то ли сорт такой удачный, то ли фасоль свежая, а не замороженная. В любом случае, я очень доволен результатом.

На заметку

• В солнечный день лозовая фасоль выпивает 3-4 литра раствора, в пасмурный — 1-2 литра. Я регулярно доливаю такое же количество воды в контейнер и таким образом поддерживаю достаточно постоянный уровень раствора в контейнере. Примерно 2 раза в неделю я доливаю туда немного концентрата питательного раствора взамен потреблённого растением, а дважды в сезон полностью меняю весь раствор на новый.

• Все мои гидропонные растения, в том числе фасоль, я выращиваю на многофункциональном питательном растворе собственного приготовления. В сезоне-2020 я внёс в формулу небольшие коррективы и весь сезон тестировал её на всех балконных растениях, в том числе и на фасоли. Рад сообщить, что на скорректированном растворе фасоль растёт даже лучше, чем в прошлых сезонах. В течение всего цикла выращивания на листьях нет ни хлороза, ни прочих визуальных признаков, которые свидетельствовали бы о дисбалансе или дефиците питательных веществ. Так что рекомендую пользоваться скорректированным раствором: он успешно прошёл проверку и показал отличные результаты.

• Параметры питательного раствора для фасоли: pH 6.0 / 1,5 EC (включая солевой состав водопроводной воды).


Все очерки раздела «Заметки балконного выращивателя»

Мейл-фишинг

Сегодня утром получил два электронных письма с двух неизвестных адресов. Первое выглядело как подтверждение об успешной регистрации на порносайте. «Но если это были не вы, нажмите большую оранжевую кнопку»:

Второе письмо — на удивление кривая подделка под сообщение от службы безопасности Фейсбука: что, мол, в ваш аккаунт только что зашли с нового устройства Хуавей 30. «Но если это были не вы, нажмите большую синюю кнопку».

Подруга недавно спрашивала, что делать в таких случаях: «Нажать Unsubscribe, да?» Отвечаю ещё раз: прежде чем нажимать на ссылки и кнопки в письмах, щёлкните по ней правой клавишей, выберите «Скопировать ссылку» и вставьте в любой текстовый редактор, чтобы посмотреть, куда она вас приведёт. Как правило, узнаете много интересного. К примеру, в обоих утренних письмах нажатие любой кнопки или ссылки привело бы к одному и тому же действию — отправке письма с моего почтового ящика на сорок неизвестных адресов:

Итак, с чем мы тут имеем дело? Насколько мне известно, это мейл-фишинг, один из видов фишинга (т. е. интернет-мошенничества). Его смысл — сбор живых имейл-адресов для спам-базы. Если, получив такое письмо, вы в страхе жмёте кнопку, только бы побыстрее решить заявленную в нём проблему, вы даёте мошенникам знать, что адрес, на который они прислали наживку, вполне себе живой и настоящий, а сам адресат — наивный, легковнушаемый человек из трёх букв, первая «л».

Кстати, помимо мейл-фишинга, есть множество специализированных видов фишинга, например:

спир-фишинг (англ. spear — копьё) — персонализированный фишинг: в отличие от массового фишинга, направлен на конкретных лиц или конкретные компании — как правило, с целью сбора дополнительных данных и повышения шансов на успех мошеннической операции;

вейлинг (англ. whale — кит) — фишинг, направленный на ключевые фигуры из руководства компаний. Инструментом фишинга обычно служит имейл с поддельной клиентской жалобой;

кэтфишинг (англ. catfish — сом) — онлайн-знакомство (от своего реального лица либо под видом другого человека) с целью выведывания информации или получения доступа к деньгам и ресурсам жертвы;

клон-фишинг (англ. clone — клон) — модификация ранее присланного настоящего имейла (либо ссылки или вложения в данном имейле) в мошеннических целях;

войс-фишинг — (англ. voice — голос) — фишинг с использованием заранее записанных реплик, которые воспроизводятся жертве мошенничества после того, как она позвонит на указанный мошенниками телефонный номер;

СМС-фишинг (он же смишинг) — получение конфиденциальной информации мошенническим путём с помощью ссылок, присланных в СМС-сообщении.

Коллекция регулярно пополняется, так что скучать нам точно не дадут.

Аттракцион неслыханной честности

Невероятно! Сколько живу в России, впервые вижу, чтобы контора, где чем-то подобным занимаются (см. вывеску), заявила об этом в открытую!

Раз уж на то пошло, не подскажете, куда можно откатить тележку и занести товар для возврата?

 3 комментария    487   10 мес   забавно

Программы аудиозахвата для macOS (часть 2)

Первая часть этого обзора была посвящена софту, позволяющему мак-пользователям записывать потоковый звук: онлайн-музыку, аудиодорожки из фильмов и роликов и т. п. Все упомянутые в нём программы можно назвать готовыми, «коробочными» решениями — в том смысле, что они работают сразу, «из коробки», без каких-либо танцев с бубном и прочих дополнительных действий со стороны пользователя.

И поскольку меня спрашивают, а какой программой для записи я пользуюсь сам, отвечаю: ни одной из перечисленных. Способ, которым я записываю звук, вряд ли можно назвать готовым «коробочным» решением: скорее, это причудливая сборка из нескольких разных инструментов. Несмотря на всю экзотичность, способ абсолютно рабочий и достаточно простой: один раз всё устанавливаете-настраиваете и затем пользуетесь. Как я на него вышел? Кое-что случайно обнаружил, а недостающие детали выяснил методом целенаправленного научного тыка. Полагаю, это можно назвать «додумался».

Чем интересен этот способ аудиозаписи?

• С его помощью можно записывать аудио, воспроизводимое на компьютере, в наивысшем качестве за сравнительно небольшие деньги — всего $39. (Для сравнения, за специализированную программу аудиозахвата придётся выложить $60-100);

• Также как и в премиальных программах для аудиозахвата, звук не записывается в файл, а транслируется напрямую в аудиоредактор — что очень удобно, если вам нужно редактировать вашу запись. Если же вы не планируете её редактировать, то из аудиоредактора вы в любой момент можете сохранить её в каком угодно качестве и формате;

• Кроме того, вы можете записать звук одновременно из нескольких источников (с отдельной регулировкой громкости и спецэффектами), либо весь системный аудиопоток целиком;

• Если же этот способ покажется вам слишком сложным, вы ничем не рискуете и всегда можете воспользоваться одним из проверенных «коробочных» решений.

Ну а для тех, кто хочет проверить этот способ на практике, вот пошаговое руководство:

Шаг 1. Установите и запустите триал-версию Sidify Music Converter

Sidify Music Converter (он же Spotify Music Converter Professional) — это приложение для записи потоковой музыки из Spotify. Вам нужно скачать триал-версию, установить на ваш компьютер и запустить всего один раз.

Зачем её устанавливать и запускать, если вы не пользуетесь Spotify? Фокус в том, что сама эта программа, Sidify Music Converter, вам не потребуется. Однако при первом же запуске она установит на вашу систему виртуальное аудиоустройство MJAudioRecorder. Оно-то нам и нужно!

Виртуальное аудиоустройство MJAudioRecorder в системных настройках macOS

Это устройство замечательно тем, что с его помощью можно записывать не только музыку Spotify, но и любой другой источник звука. И самое забавное: для этого не нужно ни покупать, ни даже пользоваться Sidify Music Converter (если хотите, можете выкинуть это приложение в корзину после первого же запуска: виртуальное устройство всё равно останется на вашей системе). Таким образом, данное устройство поступает в ваше полное распоряжение абсолютно бесплатно и легально.

Шаг 2. Создайте аудиоустройство для мониторинга

Итак, устройство для аудиозахвата у вас имеется, и, в принципе, можно приступать к записи. Однако если вы попытаетесь это сделать, то обнаружите, что запись происходит нормально, но в процессе записи звук не слышен. Почему? Причина в том, что MJAudioRecorder не умеет одновременно и записывать звук, и воспроизводить его. А ведь вам хотелось бы иметь возможность мониторинга (т. е. слышать, что вы записываете), не правда ли?

Чтобы решить эту задачу, создайте на вашей системе ещё одно аудиоустройство, которое будет слушать то, что записывает MJAudioRecorder и одновременно транслировать запись в колонки или наушники. Для этого откройте macOS-приложение «Настройка Audio-MIDI», нажмите плюсик в левом нижнем углу и выберите пункт «Создать многовыходное устройство»:

• Переименуйте новое устройство в Мониторинг записи
• В качестве мастер-устройства выберите MJAudioRecorder
• Поставьте галочки в чекбоксах напротив устройств «Встроенный выход» и «MJAudioRecorder»:

• Закройте приложение «Настройка Audio-MIDI».

Устройство для мониторинга записи готово к использованию!

Шаг 3. Установите SoundSource

SoundSource — удобнейшая программа-утилита для управления звуковыми настройками приложений macOS. Это платная программа, её стоимость $39 (~3100 р.). Дороговато для утилиты? Возможно. Но, на мой взгляд, она стоит этих денег. Более того, я не понимаю, почему она до сих пор не является частью macOS: до того она хороша. Так или иначе, вы не обязаны сразу её покупать: для проверки данного способа сгодится и триал-версия.

Для чего в данном случае нужна SoundSource? Она нужна для выборочного перенаправления звука, т. е. для того, чтобы записывать только звук из выбранной программы, а не весь системный аудиопоток целиком. Без этого любые случайные звуки, которые воспроизведутся на компьютере в процессе записи — системные уведомления, звук из видеоролика в браузере, звуковые эффекты мессенджеров, почты и т. д. — тоже запишутся, что вас, естественно, не обрадует.

Шаг 4. Настройте вашу аудиосистему для записи

Итак, предположим, вы хотите записать музыку из Spotify. Для этого сделайте следующее:

• Кликните на значке SoundSource в панели меню macOS
• В строке Input установите опцию MJAudioRecorder
• В строке Spotify установите опцию Мониторинг записи
• Убедитесь, что для остальных приложений установлена опция No Redirect

(Примечание: если вам нужно записать звук одновременно из нескольких приложений, установите для каждого из них опцию Мониторинг записи в настройках SoundSource. Там же можно индивидуально отрегулировать громкость для каждого приложения и добавить спецэффекты.)

Настройка аудиосистемы завершена!

Шаг 5. Настройте ваш аудиоредактор

Чтобы ваш аудиоредактор смог записать звук с помощью виртуального аудиоустройства, откройте его настройки и установите MJAudioRecorder в качестве устройства для записи. Вот как эта настройка выглядит в Audacity:

Всё готово, можно записывать!

Шаг 6. Запись

• Нажмите кнопку Запись в вашем аудиоредакторе;
• Нажмите кнопку Play в Spotify. Запись пошла! При этом записываемый звук слышен в колонках, что позволяет вам мониторить процесс записи.

После завершения записи вы можете экспортировать её в любой формат, который поддерживает ваш аудиоредактор. Удачи!

Программы аудиозахвата для macOS (часть 1)

«Как записать на диск потоковое аудио (музыку со стриминг-сервиса, звуковую дорожку из Ютюб-видеоролика, фильма или видеоконференции и т. д.), которое сейчас воспроизводится на моём компьютере?» — интересуется новичок на форуме Apple. «К сожалению, системными средствами macOS этого сделать нельзя», — отвечает ему опытный пользователь, подкрепляя свой ответ грустным смайлом.

И это действительно так: работая на Маке, вы не можете штатными средствами macOS записать аудио, которое в данный момент воспроизводит ваш компьютер! Иными словами, не можете записать звук, который слышите из колонок или наушников (допустим, музыку). Как вы думаете, почему?

Из лучших намерений

То, что macOS не содержит программных средств, позволяющих пользователям записывать системный звуковой поток, — не случайность. Это давняя и хорошо известная фишка Макинтошей, и связана она не с железом (и, по большому счёту, даже не с софтом), а с политикой фирмы Apple в отношении защиты авторских прав. Умышленно затрудняя пользователям возможность записывать аудио, воспроизводимое на их компьютерах, Apple пытается бороться с аудиопиратством.

Что ж, борьба с контрафактом — дело святое. Но ведь не все мак-юзеры занимаются аудиопиратством! Как быть добросовестным пользователям, желающим записывать легально транслируемый аудиоконтент для личных нужд (допустим, для прослушивания офлайн)?

«А пусть выкручиваются, как хотят», — словно бы отвечает на это Apple своим многолетним молчанием. Что ж, давайте покрутимся и научим наши компьютеры звукозаписи!

Что нужно для записи системного аудио на macOS?

Для этого потребуется установить стороннюю программу, которая умеет захватывать звуковой поток, воспроизводимый на вашей операционной системе в реальном времени, и записывать его в файл, либо перенаправлять его в другие приложения для редактирования и записи. Таких программ существует несколько, и практически все они платные. Наиболее известны следующие:

1. Soundflower

Бесплатная программа с открытым кодом

Soundflower macOS

Soundflower — возможно, самое старое приложение (точнее, системное расширение) для захвата и перенаправления системного аудио на macOS. Проект существует с 2009 года, и за это время у него у него дважды менялся разработчик в силу нехватки ресурсов (что, к сожалению, не редкость при создании бесплатных программ).

Последние правки в код датированы 2014 годом (т. е. 6 лет назад), что намекает на то, что работа над программой давным-давно прекратилась, однако на github-странице Soundflower заявлена её совместимость с текущей версией macOS 10.15 Catalina.

Процесс установки Soundflower не самый простой и прямолинейный (большое спасибо Apple за разложенные в три слоя грабли, а также палки, любезно вставляемые в колёса сторонних разработчиков!), но основное препятствие не в этом: даже после успешной установки и несмотря на заявленную совместимость с текущей версией macOS, мне так и не удалось привести Soundflower в рабочее состояние. Уверен, вам повезёт больше.

2. Piezo

Стоимость: $19 (~1500 р.)

Piezo for macOS

Piezo — предельно простая в использовании программа для записи аудио из любого приложения macOS. Интерфейс реализован в виде портативного винтажного диктофончика и визуализирует принцип «нажми на кнопку, получишь результат». Запись производится в три клика: выбираете приложение, из которого хотите записать звук; выбираете формат (MP3 или AAC не выше 256 kbps); жмёте красную кнопку — и на выходе получаете готовый аудиофайл.

Очевидным ограничением Piezo является то, что данная программа позволяет записывать звук только из одного приложения одновременно. Соотвественно, записать звук сразу из двух и более приложений либо устройств (допустим, из аудиоплеера и с микрофона) не получится.

Piezo идеально подойдёт тем, кто ценит минимализм, не хочет копаться в настройках и пресетах, и кому нужно просто-напросто записать музыку или подкаст в среднем качестве, пригодном для прослушивания на смартфоне или плеере. Гикам и аудиофилам лучше присмотреться к другим вариантам (см. ниже).

3. Audio Hijack

Стоимость: $59 (~4600 р.)

Audio Hijack for macOS

Audio Hijack — значительно более гибкая и многофункциональная программа производства Rogue Amoeba (фирмы-разработчика Piezo). Интерфейс Audio Hijack устроен по «узловому» (nodes) принципу: иконки устройств ввода-вывода, с помощью которых будет производиться запись, нужно расположить в виде схемы и подключить друг к другу желаемым образом. Устройства можно сочетать практически в любой последовательности и количестве: к примеру, одновременно записать звук с двух микрофонов и трёх разных приложений. Каждый отдельный источник звука можно индивидуально отрегулировать с помощью эквалайзера, а также добавить различные аудиоэффекты.

Дополнительными плюсами Audio Hijack является возможность записи всего системного аудиопотока (проще говоря, всего звука, который вы слышите из колонок или наушников, подключённых к  компьютеру), графического мониторинга записи а также онлайн-стриминга на YouTube Live, Twitch и Facebook Live. Аудиофилов определённо порадует возможность записи не только в MP3 или AAC, но и в Apple Lossless, FLAC, AIFF (16/24 bit) и WAV — причём, записывать можно сразу в нескольких форматах одновременно.

Пожалуй, единственным значимым ограничением является невозможность перенаправить аудиопоток из одного приложения в другое — допустим, из браузера в аудиоредактор. (Если вам нужна эта функция, возможно, вас заинтересует Loopback, см. ниже.)

Без сомнения, Audio Hijack очень пригодится подкастерам и стримерам, а также тем, кому нужно записывать звук с максимальным качеством.

4. Loopback

Стоимость: $99 (~7700 р.)

Loopback for macOS

Не поверите, но эта программа, как и предыдущие две, также является детищем Rogue Amoeba. Loopback — явный флагман, поскольку обладает самым богатым и интересным функционалом. Во многом эта программа похожа на Audio Hijack: её интерфейс также реализован по принципу визуальной схемы: иконки устройств ввода-вывода нужно выстроить в требуемой последовательности и комбинации и соединить с помощью условных проводов.

Но если в Loopback можно делать практически всё то же самое, что и в Audio Hijack, почему же Loopback стоит на 40 баксов дороже?

Ключевое отличие в том, что Loopback добавляет в вашу систему виртуальное аудиоустройство (по умолчанию оно называется Loopback Audio, но вы можете его переименовать). Данное устройство является многовыходным (т. е. умеет как записывать звук, так и воспроизводить его), поэтому в системных настройках macOS оно отображается как на вкладке Input, так и на вкладке Output:

Это виртуальное устройство доступно в настройках любой программы, работающей с аудио (Skype, Zoom, Audacity, Apple GarageBand, Adobe Audition и т. д.):

Виртуальное аудиоустройство Loopback в настройках Skype

Выбрав это устройство в настройках программы, вы получаете возможность записывать звук непосредственно в этой программе (что очень удобно) и перенаправлять его из одной программы в другую. Звукозаписывающие и звуковоспроизводящие возможности виртуального устройства ограничиваются только вашей фантазией, а настроить их можно в основном окне Loopback.

Но это ещё не всё! С помощью Loopback вы можете создать не одно, а сколько угодно виртуальных аудиоустройств, индивидуально настроенных в зависимости от выполняемой задачи: к примеру, одно — для записи музыки в Spotify или Apple Music, другое — для записи подкастов (2 микрофона + фоновая музыка из аудиоплеера), третье — для трансляции видеоигр (микрофон + аудиоспецэффекты + звук из видеоигры в реальном времени), и т. д.

Со всей очевидностью Loopback можно назвать выбором профессионалов, работающих со звуком на macOS, будь то подкасты, скринкасты, написание музыки, создание обучающих видео, или любой другой аудиокреатив, какой только можно себе представить. Правда, и ценник у этой программы вполне себе профессиональный: за тщательно отполированный интерфейс и богатейший набор функций придётся выложить почти сотню долларов.

P. S. Это были, скажем так, готовые, «коробочные» решения. Я, однако, записываю звук на маке своим оригинальным способом, и вполне доволен.