Александр Токарев

Диковины Музеона

Мини-хитпарад занимательных эспонатов парка, обнаруженных в ходе быстрой прогулки по парку искусств «Музеон», что на Крымском Валу.

В северной части Музеона, примыкающей к торцу Новой Третьяковки, находится необыкновенно густое скопление изваяний из желтоватого камня — известняка, наверное. (Яндекс подсказывает, что это называется «Зал белокаменной скульптуры», но какой же это зал, если у него нет ни стен, ни потолка?)

Зал белокаменной скульптуры в парке искусств "Музеон"
Зал белокаменной скульптуры в парке «Музеон»

Практически все эти скульптуры глубоко метафоричны и иносказательны, каждая таит в себе недюжинную загадку, поэтому ваши шансы угадать, что хотел сказать скульптор своим творением и как это творение называется, очень невелики. Можно смело сказать, минимальны. К примеру, моих скромных когнитивных способностей хватило только на то, чтобы разделить их самым поверхностным образом на мужские, женские, детские и, гм, неопознанные фигуры. Персонально идентифицировать мне удалось лишь Пушкина, причём не в лицо, а со спины. Потому как ну кто ж у нас ещё в крылатке, цилиндре и бакенбардах? (Вон он, наше всё, стремительно направляется к правому краю фото.)

1. Каменное нечто

Однако опознать Пушкина — дело нехитрое, это задача для первого класса. А вот попробуйте-ка отгадать, что представляет собой и как называется, к примеру, вот это каменное нечто. Табличка с подписью находится с другой стороны, так что это — вид сзади, или со спины:

Скульптура "Каменный блюз" в парке искусств "Музеон"

Не узнали со спины? Ничего страшного, вот вам анфас. Так понятней?


Скульптура "Каменный блюз" в парке искусств "Музеон"

Да не мучьтесь, всё равно не угадаете.
Внимание, правильный ответ:


Скульптура "Каменный блюз" в парке искусств "Музеон"

«Каменный блюз», дамы и господа… Что ж, окей. Пусть так. Вместе с тем, крайне любопытно было бы взглянуть на деревянный джаз и пластмассовый твист в исполнении того же автора. Правда, не знаю, какого из двух: по-русски написано, что автор скульптуры — В. И. Былинкин, а по-английски — В. П. Буйначёв, см. табличку.

2. Изнанка герба СССР

Герб СССР с обратной стороны

Неподалёку от собрания известняковых метафор почтеннейшей публике представляется уникальная возможность заглянуть в самое нутро герба СССР. Ведь как советский герб выглядел с парадной стороны, «с лица», прекрасно представляет себе каждый, кто родился в означенном государстве и жил в нём до сколько-нибудь сознательного возраста. А вот каков этот герб с изнанки, было известно далеко не каждому…

3. Памятник мужчине с жёлтой газетой

Памятник мужчине с жёлтой газетой

Завершает мини-хитпарад памятник, находящийся не в самом Музеоне, а чуть поодаль, но, тем не менее, из парка прекрасно видимый. Причём в неожиданном ракурсе. Зачем мужчина показывает жёлтую прессу из кустов? Что означает этот энергичный и глубоко символический художественный манифест? Понятия не имею. Художники — они такие художники…

Фильм «Зои» / Zoe (2018)

Фильм "Зои" / Zoe (2018)

США, 2018 г. Жанр: романтическая фантастика. Режиссёр Дрейк Доремус.
В ролях: Юэн Макгрегор, Леа Седу, Тео Джеймс и др.

Сюжет

Не столь отдалённое будущее, в котором андроиды-помощники давно стали чем-то обыденным. Однако несмотря на технологии, многие люди по-прежнему очень одиноки и испытывают громадный дефицит близких, доверительных и счастливых человеческих отношений, наполненных чувством, проще говоря — любви.

Кадр из фильма "Зои" (2018)/
Кадр из фильма «Зои» (2018)

Устранением этого крайне досадного дефицита и занимается специалист по искусственному интеллекту Коул Эйнсли (Юэн Макгрегор). Он работает дизайнером в киберлаборатории, фирме-стартапе на «рынке человеческих отношений», и разрабатывает синтетических людей. Но не простых, а таких, которые способны были бы испытывать к человеку сильнейшую чувственную привязанность и никогда бы человека не покидали. У Коула по этой части имеется глубоко личный мотив: от него ушла жена и он ничем и никем не может восполнить эту утрату.

Юэн Макгрегор в фильме "Зои" (2018)
Юэн Макгрегор в фильме «Зои» (2018)

В фирме Коула также есть подразделение, которое предлагает влюблённым людям проверить свои шансы на построение счастливых отношений с помощью специального машинного теста. Это подразделение, которое так и называется «Машина», возглавляет Зои Навин (Леа Седу) — молодая женщина, явно неравнодушная к Коулу. До такой степени неравнодушная, что сама тайком проходит этот тест, чтобы узнать степень своей совместимости с ним. Поскольку результаты теста её ошеломляют, она признаётся во всём Коулу. Чтобы обсудить происшедшее, Коул отвозит Зои к ней же домой, где неожиданно выясняется, что у него есть ключи от её квартиры… и это не единственная новая для Зои информация.

Леа Седу в фильме "Зои" (2018)
Леа Седу в фильме «Зои» (2018)

Мои впечатления

Разумеется, этот фильм — далеко не первая в истории кинолента о непростых взаимоотношениях между творцами-людьми и их созданиями, роботами-андроидами; в качестве верхней (и крайне высокой) планки мгновенно вспоминается великолепная, прямо-таки роскошная сай-фай-драма «Мир Дикого Запада» (Westworld). Соответственно, вопрос: имея столь серьёзного предшественника в этом жанре, удастся ли создателям картины впечатлить видавшего зрителя менее качественным блюдом? Мне кажется, вряд ли. Поскольку под качеством я прежде всего имею в виду сценарий. А ещё точнее — его оригинальность и глубину; разумеется, есть и другие важные требования — убедительность актёрской игры, визуальных эффектов и т. д. Поэтому давайте остановимся на этих моментах чуть подробнее.

Как в фильме «Зои» обстоят дела по части сценария? Сценарий, на мой взгляд, рыхловат и слабоват. Это относится как к отдельным деталям (пример: фирма-производитель отпускает дорогущего андроида бесконтрольно разгуливать и жить своей жизнью), так и к финалу. Во избежание спойлера скажу осторожно: финал, безусловно, фантастический, но такая фантастика относится немного к другому жанру, а именно — детской сказке.

В плане убедительности изображаемых персонажей, самый большой вопрос у меня к главному герою в исполнении Макгрегора. В моём представлении, специалист по искусственному интеллекту должен прежде всего обладать колоссальным естественным (то есть, своим собственным) интеллектом и представлять собой этакий ходячий мозг, человека, который мыслит крайне логично, прагматично и склонен просчитывать всё на сто ходов вперёд. Коул в исполнении Макгрегора скорее, учёный-романтик, живущий чувствами, а отнюдь не рассудком. Честное слово, даже странно, что его очки (которые в фильме на нём то появляются, то исчезают) не розовые. Опять же, я понимаю: дело тут, прежде всего, в сценарии, а не в игре. Так написан персонаж, что тут поделаешь.

Юэн Макгрегор в фильме "Зои" (2018)
Юэн Макгрегор в фильме «Зои» (2018)

Главная женская роль — Зои в исполнении французской актрисы и модели Леа Седу — на мой взгляд, сыграна вполне хорошо и убедительно. (В качестве оффтопика, мне интересно было узнать, что Леа происходит из невероятно влиятельной кинематографической семьи: её дед, актёр Жером Седу, является председателем французской кинокомпании Pathé, а двоюродный дед, Николя Седу, руководит киностудией Gaumont. (Отсюда.)

Леа Седу в фильме "Зои" (2018)
Леа Седу в фильме «Зои» (2018)

Спецэффекты в фильме скромны, немногочисленны и ничего революционного собой не представляют. Хотя, должен признаться, в определённом смысле меня впечатлила подсветка в животе у андроида. Скажите, зачем она там? Это ж не холодильник…

Помимо повествовательной поверхностности и затянутости, фильм также критиковали с неожиданной стороны: за неудовлетворительный аудиомонтаж. Вынужден согласиться: качество звука в оригинальной английской озвучке местами действительно плавает. Если бы не субтитры, пару раз я ни за что бы не разобрал, что там промямлил главный герой в очередной важной сцене.

Примечательно, что одним из исполнительных продюсеров картины является Ридли Скотт. Тот самый Ридли Скотт! Честное слово, верится с трудом, глядя на результат. Впечатление такое, что сэр Ридли очень нечасто наведывался на съёмки. Ну может, заехал разок ближе к финалу — зарплату получить и в ведомости расписаться.

Безотносительно изобразительных качеств картины, в целом понятно, что история «Зои» вообще-то не столько про андроидов и будущее, сколько про людей и их мучительные попытки совладать с одиночеством с помощью любовной эйфории. Тема эта извечная и, очевидно, будет актуальной всегда, пока существует род человеческий. Вместе с тем, с учётом всего сказанного, а также общей рыхлости и затянутости повествования и, в особенности — крайне слабого финала (который годится разве что для новогоднего спектакля для учащихся младшей школы) фильм «Зои» вряд ли порадует серьёзных любителей научной фантастики.

Вы спросите, а кого он, в таком случае, может порадовать? Предположу, что он может порадовать влюблённую парочку, слоняющуюся по торгово-развлекательному центру в отчаянных поисках впечатлений романтического толка — разумеется, с хэппи-эндом.

Стоит ли смотреть?

ДА — если вы очень молоды, состоите в романтических отношениях и у вас есть два часа свободного времени, чтобы взглянуть на Кристину Агилеру в роли второго плана (спойлер!);

НЕТ — если вы смотрели «Мир Дикого Запада» и он вам понравился.

2018   фильм

Помощь обманутым вкладчикам

Помощь обманутым вкладчикам

Я сочувствую обманутым вкладчикам. Правда. И не в последнюю очередь потому, что мне самому приходилось быть — нет, слава Богу, не в таком же, но в несколько сходном статусе, а именно — в статусе дольщика, ждущего, когда же, наконец, достроят и сдадут новостройку, в которой будет находиться его единственное, долгожданное жильё.

Расчётное время сдачи строящегося многоквартирного дома (полтора года, что для меня означало скитания по съёмным квартирам на выселках, в очень уязвимом финансовом положении, в режиме «фриланс плюс учёба») тогда неожиданно затянулось ещё на целый год. Я хорошо запомнил тот год. Я научился жить в окружении нескольких потрёпанных клетчатых сумок со всеми моими пожитками и обходиться очень малым количеством вещей (включая, только не смейтесь, огромный, тяжеленный MacPro — основной рабочий инструмент графического дизайнера). Так что я очень и очень сочувствую этим несчастным людям, многие из которых продали свои единственные квартиры и вложили все деньги в новостройку, да ещё и назанимали сверх этого.

Поскольку, уважаемые вкладчики, я не имею возможности достроить ваше недостроенное жильё, разрешите помочь вам дизайнерским советом, как можно улучшить считывание объявления о помощи, вроде того, что на фото. Сейчас оно считывается странновато, несколько шиворот-навыворот, и звучит так, как будто сами обманутые вкладчики хотят кому-то помочь (хотя я не исключаю, что они хотят, но уверен, что в данном случае имеется в виду помощь им самим). Поэтому лучше написать так: «Помощь обманутым вкладчикам». Это естественней и правильней с точки зрения языка и того смысла, который вы хотите сообщить, а потому лучше прочитается, воспримется и запомнится.

ОвоФру!

Надпись "Овощи-Фрукты"

Обнаружил на обшитом фанерой боку продуктового магазина. Очевидно, в процессе ремонта продолжение рекламной надписи на фанерной витрине зачем-то закрасили. В результате получилась довольно энергичная аббревиатура с импровизированным восклицательным знаком: ОвоФру!

В принципе — готовое название для очень маленького (буквально метр на метр), но очень смелого придомового магазинчика овощей и фруктов. Или интернет-магазина здорового питания.

Кстати, сайт ovofru.ru пока свободен, если что.

Знаки

Цветочные клумбы в виде обручальных колец

Смотрели фантастический фильм Найта Шьямалана «Знаки»?

Пасмурным июльским утром на газонах Восточного Бирюлёво неожиданно появились ЗНАКИ в форме пересекающих друг друга колец. Для выяснения природы и смысла таинственных знаков местный ЖЭК в спешном порядке направил на объект оперативную группу уфологов в оранжевых жилетках.

— Свадба будет, — в задумчивости произнёс ведущий уфолог Насимджон Рахиммуллоевич Сайталимомиддинов, глядя на большое кольцо чернозёма с густо натыканными в него цветочками. — Точно говорю, свадба будет, мамой клянус. Балшой свадба, красивый…

Не сотря на

Стенд Компьютерный зрительный синдром

Это фрагмент информационного стенда в поликлинике, рассказывающего разные страсти про компьютерный зрительный синдром, или астенопию, то есть ухудшение зрения вследствие работы за компьютером.

Читая его, нельзя не заметить, что одним из возможных следствий этого синдрома является появление грубых орфографических ошибок (см. фото, выделено красным). Потому что дизайнера, который делал этот стенд (на компьютере, естественно), зрительный синдром, похоже, всё-таки зацепил. НЕ СОТРЯ НА предупреждения врачей.

Детский тренажёр гиперактивности

Детская площадка, "Пушка"

«Ваш ребёнок малоактивен, застенчив и тих? Не беда! Ведь теперь на нашей детской площадке установлен тренажёр для развития гиперактивности! За несколько посещений вы не узнаете своего малыша: он станет просто как бешеный!

Костюмы пушечных ядер выдаются в дворницкой под залог паспорта или родительских прав».


Если серьёзно, мне не до конца понятен дизайнерский замысел разработчика этого аттракциона. Насколько я понимаю, ребёнку предлагается представить себя пушечным ядром? Отлично, допустим ребёнок себя им представил. Что должно произойти дальше? Очевидно, ему нужно зарядить себя в пушку, зайдя в неё сзади по лесенке. Так, а дальше что? А дальше, если он — ядро, ему полагается, во-первых, поднести к пушке горящий факел (ну или хотя бы попросить папу чиркнуть зажигалкой), а во-вторых — с оглушительным «ТЫДЫЩ!» вылететь из дула со второй космической скоростью. Ну и как же, я вас спрашиваю, ему набрать разгон, если дальше снова ступеньки?

Но главное разочарование, возможно, даже не в «как», а в «куда». Потому что напротив дула (на фото это не видно) в двух шагах — железный забор.

Фильм «За бортом» / Overboard (2018)

Фильм "За бортом" / Overboard (2018)

Предыстория

Вы, конечно, помните старую добрую романтическую комедию «За бортом» (Overboard) с Куртом Расселлом и Голди Хоун в главных ролях, снятую режиссёром Гарри Маршаллом в 1987 году?

Голди Хоун и Курт Расселл в фильме "За бортом" (1987)
Голди Хоун и Курт Расселл в фильме «За бортом» (1987)

Этот фильм я смотрел дважды. Первый раз ещё школьником, в озвучке одного из замечательных постсоветских инди-переводчиков «с прищепкой на носу»; тогда он запомнился мне как весёлое, живое и интересное кино, полное неожиданных поворотов. Второй раз я посмотрел его лет пять назад — и в некотором смысле, как будто впервые. И дело даже не в том, что в этот раз я смотрел его в оригинальной английской озвучке, а в том, насколько я, спустя три десятка лет, по-новому впечатлился уровнем актёрского мастерства Голди Хоун: так убедительно, сочно и интересно она сыграла богатую, избалованную стерву. Несмотря на то, что её персонаж в первой половине картины сугубо отрицательный, у Голди Хоун получилось сделать её интересной и живой личностью.

В 2018 году вышел ремейк этой картины. Мог ли я его пропустить? Нет, не мог. Потому что я хорошо помню оригинал и мне было интересно, удастся ли ремейку взять эту планку (или хотя бы достаточно близко к ней подойти). Что же, посмотрел ремейк. Делюсь впечатлениями.

О сюжете

Тем, кто не знаком с сюжетом, настоятельно рекомендую посмотреть оригинал 1987 года — просто, чтобы не портить удовольствие от знакомства с этой историей и общее удовольствие от просмотра.

Тем, кто оригинал смотрел, сообщаю: создатели ремейка сохранили практически всю сюжетную линию оригинала, только зачем-то поменяли пол практически всех основных персонажей. Теперь вместо богачки на яхте — богач на яхте. Вместо работяги-плотника, в одиночку воспитывающего четырёх сыновей-сорванцов — молодая мамаша-работяга с тремя дочерьми. Вместо друга главного героя — подруга героини. Вы спросите, зачем понадобились все эти гендерные метаморфозы? К сожалению, не могу дать другой ответ, кроме «для создания эффекта новизны, когда ничего по-настоящему нового придумать не удалось».

Повторюсь, общая сюжетная канва совершенно та же самая, разве что действие происходит в 2010-х годах. Все основные сюжетные моменты и финал воспроизведены почти один в один (я, разумеется, имею в виду суть происходящего, а не декорации и фасоны). Включая даже некоторые шутки — к примеру, когда потерявшему память герою/героине выдают одежду на несколько размеров больше и уверяют, что она принадлежит ему/ей. Вот, подивитесь, два кадра для сравнения:

Кадр из фильма "За бортом" (2018)
«Я что, был толстым?» (Кадр из фильма «За бортом» (2018)
Кадр из фильма "За бортом" (1987)
«Оно на 12 размеров больше…» (Кадр из фильма «За бортом» (1987)

Зачем было извлекать из нафталина старые шутки — это отдельный вопрос, находящийся за пределами моего понимания: шутка, повторённая дважды (пусть даже на экране и с перерывом в 30 лет), становится понятно чем. И это, на мой суровый взгляд, огромный незачёт сценаристам, которых в этот раз было аж целых два.

Есть ли там новые шутки? Да, конечно. Вот, пожалуй, самая уморительная: герой поскользнулся на банановой кожуре соусе для спагетти:

Кадр из фильма "За бортом" (2018)

В главных ролях

Анна Фэрис в фильме "За бортом" (2018)
Анна Фэрис в фильме «За бортом» (2018)

Мать-одиночку, надрывающуюся на двух работах, играет Анна Фэрис — звезда комедийного сериала Mom. Дело в том, что в упомянутом сериале она играет почти такую же героиню, мать-одиночку (с той разницей, что детей там у ней двое, а работа одна). Так вот: героиня Фэрис в сериале «Mom» и героиня Фэрис в «За бортом» — практически один и тот же персонаж; сходство что во внешности, что в игре — почти стопроцентное, разницы практически никакой. И если вы смотрели сериал «Mom», то при просмотре нового «Человека за бортом» вас не отпускает странное чувство, что персонаж одного фильма непонятно как оказался в другом фильме.

Анна Фэрис в фильме "За бортом" (2018)
Анна Фэрис в фильме «За бортом» (2018)

Хорошо ли Анна Фэрис играет своего персонажа? А вот как этот персонаж написан, друзья, так она его и играет. А персонаж получился довольно картонный, как и прочие персонажи, диалоги и сцены в ремейке, — и это почти целиком на совести разбойников-сценаристов. Вспоминая оригинал, сложно не поддаться соблазну и не начать сравнивать игру Анны Фэрис с игрой Голди Хоун — но такое сравнение будет некорректным в первую очередь потому, что они играют хоть и главные, но совершенно разные роли (напоминаю, в ремейке, в сравнении с оригиналом, женские и мужские роли поменяны местами).

Эухенио Дербес в фильме "За бортом" (2018)
Эухенио Дербес в фильме «За бортом» (2018)

Главную мужскую роль, богатого наследника-самодура-яхтсмена, в ремейке сыграл Эухенио Дербес — мексикано-американский актёр, режиссёр и сценарист, который в данном фильме выступил также продюсером. Некоторые критики склонны объяснять общий низкий уровень фильма тем, что Дербес привлёк в него свою бригаду приятелей-актёров из «низкопробной мексиканской телекомпании „Televisa“ — фабрики плохих мыльных опер». (Отсюда.)

Очень может быть, но, поскольку свечку не держал, расскажу о личном впечатлении от увиденного. Персонаж Дербеса, этакий странный гибрид двоюродного брата Рики Мартина и троюродного племянника Мистера Бина, не вызвал у меня никаких симпатий. Ни в начале фильма, ни в конце. Он не похож на богатого, стильного мерзавца-самодура, он похож на спившегося официанта со своей собственной яхты. Его главная ошибка как продюсера фильма в том, что он нанял себя в качестве актёра на главную роль. И я не понимаю, почему его персонаж (напоминаю: мексиканец, чей родной язык — испанский) находясь наедине с собой, говорит с собой по-английски.


Эухенио Дербес и Анна Фэрис в фильме "За бортом" (2018)
Эухенио Дербес и Анна Фэрис в фильме «За бортом» (2018)

Есть ли в этом фильме что-нибудь новое?

О да. Помимо смены полов всех основных персонажей, основная новизна ремейка заключается в том, что буквально весь он проходит под развевающимся флагом взаимной симпатии белых американцев и испаноговорящих мексиканских иммигрантов. В этом смысле фильм представляет собой полуторачасовой рекламный ролик американо-латинской дружбы, или, по выражению одного из критиков, «базовый курс испанского для гринго». Вот лишь некоторые детали сюжета, иллюстрирующие сказанное:

• Главный герой-богач — сын мексиканского промышленного магната; в финале героиня-американка влюбляется в него;
• Главная героиня работает в пиццерии, которой владеют американцы-латино — её друзья;
• Ни кто иной, как находчивая подружка-латино подсказывает героине отличную идею, как с выгодой для себя использовать потерявшего память богача; весёлый приятель-латино устраивает его на работу в свою весёлую, сплошь испаноговорящую строительную бригаду;
 • Находясь на кухне среди испаноговорящего персонала, героиня-американка демонстрирует зрителю, что неожиданно хорошо владеет испанским.

Но подождите, куда же вы! Это ещё не всё! Тех, кто собирается смотреть этот фильм в оригинальной озвучке, ждёт сюрприз: в фильме есть дли-и-инные, многоминутные сцены, где разговор ведётся… правильно, целиком и полностью на испанском. Так что, друзья, хочешь не хочешь — aprende español, aprende español…

Нет, я понимаю, социально-политические реалии и всё такое. И я нисколько не возражаю против более тесной интеграции латинос в могучий-кипучий американский плавильный котёл. Но, ребята, знайте меру: с пропагандой вы тут, ей-богу, перестарались. Это ж романтическая комедия, а не предвыборный ролик, в конце-то концов.

Стоит ли смотреть?

ДА — если вы хотите взглянуть на то, как в 42 года (а именно столько лет актрисе Анне Фэрис было на момент съёмок) можно выглядеть на 29,

НЕТ — если вы не планируете учить испанский язык в ближайшее время.

2018   фильм

Финал истории с вином

Карточка Авоська и деньги

Меня просили рассказать, чем закончилась история с покупкой псевдоавстралийского вина, если она вообще чем-нибудь закончилась.

Рассказываю. Я написал письмо в дирекцию сети магазинов «Авоська» с изложением этого случая и получил ответ от директора по организации торговли, стандартам и технологиям розничных продаж этой сети. В нём сообщалось:

«Заместителю заведующего за нарушение правил обслуживания покупателей объявлен выговор. В любое удобное для Вас время, Вы можете обратиться к администрации магазина, Вам будет осуществлен возврат денежных средств».

Что я и сделал спустя день. Возвращённые денежные средства — на фото. Так что спасибо директору по организации торговли за оперативное закрытие гештальта.

P. S. Читатели также интересуются, извинились ли передо мной. Отвечаю: нет, друзья, не извинились. Того самого заместителя заведующего, который вначале отказался возвращать деньги, на месте не было; по этому вопросу я беседовал с директором магазина. Что бы сделал я на месте директора в подобном случае? Возможно, сказал бы: «фирма приносит вам свои извинения». Потому что дело тут, разумеется не только (и не столько) в деньгах.

Но — спасибо и на этом.

2018   ахтунг   быт

Продакт-дисплейсмент

Все мы давно привыкли к повсеместному продакт-плейсменту. Кто не знает, в двух словах, продакт-плейсмент — это размещение коммерческих продуктов и товарных знаков в фильмах, телепередачах, видеоклипах, книгах, песнях и т. п. По сути, это скрытая, а точнее, неявная реклама.

Продакт-плейсмент невероятно выгоден и потому стоит безумных денег. Безумных до такой степени, что ими можно влёгкую покрыть стоимость производства дорогущего блокбастера. К примеру, стоимость производства полнометражного 3D-мультфильма «Смурфики-2» составила 105 миллионов долларов, а выручка от продакт-плейсмента в нём — 150 миллионов долларов. (Отсюда.)

Логика продакт-плейсмента мне в целом понятна: «увидел — купи». Допустим, мне показывают, как милый и положительный герой фильма пользуется ноутбуком Apple c светящимся надкушенным яблочком на крышке. Соответственно, я, наивный зритель, доедающий второе ведро попкорна, должен, по идее, захотеть обзавестить таким ноутбуком, а также проникнуться неконтролируемой подсознательной симпатией ко всем прочим продуктам с надкушенным яблочком. Окей, с этим вопросов нет, такой ход мысли мне ясен.

Но как быть, когда положительный герой работает за ноутбуком Apple, у которого это надкушенное яблоко наполовину заклеено какой-нибудь дурацкой наклейкой, причём из фильма совершенно неясно, зачем она нужна? Как прикажете это понимать? Что я, зритель, должен думать, глядя на это? Что у фирмы Apple хватило денег только на половину стоимости такой рекламы, соответственно, половину логотипа пришлось заклеить, чтобы худо-бедно уложиться в бюджет? И как теперь относиться к продукции Apple? И прочим надкушенным фруктам?

Поскольку лучше один раз увидеть, вот другой пример, с картинкой. Герои играют в покер, пьют-закусывают. На столе — банки энергетика Red Bull и бутылки пива Stella Artois. Ничего странного не замечаете?

Кадр из сериала Mom
Кадр из сериала Mom © Warner Bros. Television

Обратите внимание: банки Red Bull повёрнуты обратной стороной. И мы догадываемся, почему: чтобы для нас, зрителей, это не выглядело совсем уж тупой, лобовой рекламой, на которую мы можем и не купиться. Однако бутылка Stella Artois повёрнута этикеткой к зрителю. При этом у неё на логотипе почему-то замазаны четыре буквы:

Я долго недоумевал, зачем же так делать. Ведь и ежу понятно, что это Stella Artois. Так для чего же замазывать часть логотипа? Почему, если уж на то пошло, не замазать его целиком? Что мешало повернуть бутылку обратной стороной, также как и Red Bull (и как вторую бутылку Stella Artois, которая чуть дальше)? К чему эта странный и неубедительный камуфляж?

Оказывается, это ещё более хитрый маркетинговый приём. И называется он продакт-дисплейсмент. Суть его в том, что название, логотип или прочее фирменное оформление коммерческого продукта умышленно искажается, модифицируется. Зачем? Затем, чтобы, заметив эту модификацию, публика (оцените степень коварства!) потратила больше своего времени в размышлениях об этом продукте.

Что я могу сказать? Похоже, у них получилось.