Александр Токарев

Какой архиватор лучше?

Беседовали тут на днях с приятелем-технарём о производстве бэкапов и подняли по этому случаю тему архиваторов — программ для сжимания данных: какой, мол архиватор лучше. Суть своих аргументов излагаю ниже.

С моей точки зрения, всё зависит от того, какой смысл вы вкладываете в слово «лучше». Применительно к архивации оно может означать, например, следующее:

эффективность компрессии (насколько эффективно программа-архиватор сжимает данные);
возможность восстановления данных из битых архивов (например, в случае повреждения диска, на котором они хранятся);
взломоустойчивость (сложность взламывания или подбора паролей к архивам, в случае если вы запираете их паролем или шифруете);
открытость кода, благодаря чему независимые специалисты по безопасности смогут проверить программу-архиватор на отсутствие бэкдоров и потенциальных уязвимостей (актуально, если вы намерены защитить архив паролем);
кроссплатформенность (возможность изготовлять и распаковывать архивы в различных операционных системах — Windows, macOS, Linux);
сохранение информации о правах доступа (актуально при архивации системных разделов);
стоимость (в тех случаях, если она имеет для вас значение — например, по принципиальным соображениям).

Теперь давайте рассмотрим эти критерии по порядку.

1. Эффективность компрессии

Одним из лучших форматов в плане эффективности компресии, среди тех, что популярны, является 7z (автор Игорь Павлов). Официальная программа-архиватор этого формата называется 7-zip. Он сжимает на 6-7% эффективнее, чем RAR, и на 2-10% эффективнее, чем ZIP (см. тут). Разумеется, как при любой архивации, коэффициент сжатия сильно зависит от типа сжимаемых данных: текстовые файлы обычно сжимаются лучше всего, а картинки (.jpg) и музыка (.mp3) — значительно хуже, поскольку и в своём «обычном» состоянии являются сжатыми данными.

Формат 7z также хорош тем, что является бесплатным форматом с открытым кодом и имеет возможность шифрования архивов по стандарту AES-256 и защиты паролем. Доступны разные версии этого архиватора для различных платформ, в том числе для Windows, macOS и Linux.

Обладателям Макинтошей для работы с 7z могу предложить протестировать Keka — бесплатный архиватор для macOS с открытым кодом, поддерживающий формат 7z (а также восемь других форматов). Проект Keka достаточно активно развивается, так что если у вас будут идеи по улучшению или багрепорты, непременно напишите разработчику.

2. Возможность восстановления данных из битых архивов

Бывают случаи, когда файл с архивом частично не читается — либо вследствие физического повреждения диска, на котором он хранился, либо при пересылке по сети, либо вследствие действия вируса и прочих форс-мажорных обстоятельств. И если этот архив существует в единственном экземпляре, разумеется, крайне желательно было бы иметь чудесную возможность «вылечить» этот архив — то есть, восстановить его целостность, чтобы открыть его и извлечь оттуда ваши бесценные, единственные и неповторимые фотки с майской поездки на шашлыки.

На этот случай очень рекомендую использовать для архивации формат RAR. Чтобы иметь возможность восстановить битый архив, нужно при его создании обязательно включить опцию «добавить информацию для восстановления» (Put Recovery Record) и выбрать желаемый размер этой записи (от 1 до 100%). Чем больше размер записи, тем больший процент битого архива удастся восстановить в случае повреждения. Так, 5%-ная восстановительная запись сможет восстановить около 5% битого архива, 10%-ная — около 10 процентов, и т. д.

В то же время, добавление восстановительной записи увеличивает размер файла с архивом: чем больше запись, тем больше размер архива. Вследствие чего возникает вопрос: а не проще ли изготовить две копии этого архива и хранить их в разных местах — например, на двух разных хостингах? Возможно. Однако иногда файлы настолько большие, что нет возможности возиться с изготовлением и пересылкой по сети двух копий архивов. Так что если вы планируете хранить ваш архив в единственном экземпляре и хотите застраховать его от частичного повреждения, имеет смысл использовать RAR.

(К слову, RAR — не единственный формат, который позволяет добавлять к архивам восстановительную запись. Есть ещё ARС, ARJ, FreeARC и некоторые другие. Однако, они проигрывают ему по некоторым другим важным параметрам — эффективности/скорости сжатия, стабильности работы, кроссплатформенности, распространённости и т. д.)

К минусам RAR можно отнести, пожалуй, лишь закрытость программного кода, вследствие чего этот архиватор нельзя проверить на отсутствие бэкдоров и уязвимостей. Поэтому если вы намереваетесь защитить ваши RAR-архивы паролем, вам остаётся уповать на добросовестность разработчика. Которого, кстати, зовут Евгений Рошал (да, это наш бывший соотечественник, челябинский программист, ныне живущий где-то в Германии). Название RAR является сокращением от Roshal ARchiver, то есть «архиватор Рошала»).

Пара слов о стоимости. RAR не бесплатен (даже консольная версия!): однопользовательская лицензия стоит 29 $ (около 2000 рублей с учётом налогов). При этом, как заверила меня представитель службы продаж WinRAR, такую лицензию разрешается использовать на всех платформах (Windows, macOS, Linux и пр.) и любом количестве устройств, при условии, что ими пользуется только владелец лицензии.

3. Взломоустойчивость

Если вы намереваетесь защитить ваш архив паролем, естественно, вам захочется, чтобы запароленный архив было как можно труднее взломать. Среди прочих, все популярные форматы архивирования (к примеру, zip, rar, 7z) позволяют защищать архивы паролем с шифрованием по стандарту AES-256. Поскольку алгоритм шифрования используется один и тот же (хотя возможны и другие), взломоустойчивость в плане хакерского взлома запароленного архива, насколько я понимаю, должна быть, так или иначе, примерно сходная (если я заблуждаюсь, поправьте меня).

Очевидно, то же можно сказать и о подборе пароля с помощью последовательного перебора всех возможных вариантов (так называемая брутфорс-атака). Взломоустойчивость в этом случае будет зависеть не столько от формата архива, сколько от вычислительной мощности компьютера, который злоумышленник использует для подбора пароля (опять же, если у вас на этот счёт есть другая информация, сообщите, пожалуйста).

4. Открытость кода

Открытость кода (англ. open source) программы-архиватора может иметь для вас как пользователя практический смысл, если вы планируете защитить ваши архивы с помощью шифрования и пароля. Открытость кода позволяет сторонним экспертам по криптографии и защите информации анализировать код программы-архиватора на предмет выявления уязвимостей, чтобы разработчик мог их своевременно устранить и тем самым обеспечить приватность архивируемых вами данных.

Из тех форматов архивации, что не канули в небытие и продолжают развиваться и сохранять популярность, форматами с открытым кодом являются tar, FreeArc, pea, zip, zpaq и 7z.

5. Кроссплатформенность

Разумеется, хорошо иметь возможность пользоваться архиватором на нескольких платформах — и на Windows, и в macOS, и в Linux. Насколько мне известно, все сколько-нибудь популярные форматы архивации имеют версии под все основные платформы, а иногда и под какие-нибудь экзотические, типа Solaris, IRIX или BeOS.

Бывают случаи, когда у архиватора нет версии под какую-то определённую платформу (к примеру, у коммерческого архиватора StuffitX до сих пор нет версии под Linux). На мой взгляд, такая негибкость здорово вредит популярности архиватора и практически равносильна заявлению: «не пользуйтесь нашей программой». А маловостребованные программы, в свою очередь, имеют меньшие шансы остаться на плаву в течение долгого времени, поскольку менее активно развиваются и быстрее вымирают. Так что кроссплатформенность — хороший показатель, способствующий популярности программы и её дальнейшему совершенствованию.

Итого

Среднепродвинутому пользователю при прочих равных условиях могу порекомендовать следующее:

• Если вы цените open source и хотите, чтобы ваши архивы занимали как можно меньше места, архивируйте ваши данные с помощью 7z.

• Если вы хотите иметь возможность частично восстановить архивы в случае повреждения (типичная ситуация: очень объёмные архивы в единственном экземпляре), архивируйте ваши данные с помощью RAR. В процессе создания архива не забудьте добавить информацию для восстановления (recovery record).


Ссылки по теме:
Сравнительная таблица форматов архивации (англ.)
Сравнительная таблица программ-архиваторов (англ.)

16 августа   софт

Голубиный Янглиш

Англоязычная предупреждающая табличка на стене рядом с выходом из метро «Театральная», столь же категоричная, сколь и забавная — в особенности, для носителей английского языка, которым она и адресована:

do not feed pigeons fine не кормить голубей штраф

Вот что бывает, если слишком доверять компьютерному переводу. Мы, безусловно, догадываемся, что под fine изготовители таблички имели в виду «штраф». Но слова многозначны, а компьютер, в отличие от человека, довольно плохо чувствует контекст, вследствие чего может ошибаться в подборе подходящего значения. И вместо корректного перевода может получиться конкретный Янглиш. Смотрите, что получится, если перевести результат обратно на русский:

Как истолкуют это загадочное «хорошо» англоговорящие гости столицы? Будем надеяться, правильно истолкуют: не кормите, мол, голубей, и будет вам хорошо. (Хотя, честно говоря, текст на табличке вообще не нужен: картинка с голубем и рукой в перечёркнутом круге вполне понятна и без подстрочника.)

P. S. Когда я, выйдя из метро, наткнулся на эту табличку, рядом с ней стоял явно российский дедушка с потрёпанной сумкой-тележкой, который с большим удовольствием кормил этих самых голубей, неспешно кроша им половинку белого батона. И, кстати, имел на это полное право, потому что вовсе не обязан знать английский. Хорошо, товарищ?

Тайное знание Буратино

Этого Буратино, явно блаженствующего от обретённых знаний, я обнаружил, проходя мимо витрины книжного магазина «Москва», что на Тверской. Интересно, что за книга повергла его в столь глубокий когнитивный транс, подумал я. Библия? Бхагават-гита? Кант? Фрейд? Материалы ХХ съезда КПСС?..

Внимание, правильный ответ:

16 августа   забавно

О понятности креатива

Писсуар пиво водка

Наш специальный корреспондент Юрий из Иванова побывал в одной из тамошних рестораций и, зайдя в мужской туалет, обнаружил весьма загадочный креатив (см. фото). Над писсуарами там прикреплены таблички с надписями «Пиво», «Водка», «Чай». Какая-либо дополнительная информация, поясняющая смысл табличек, отсутствует.

Юрий интересуется, что я думаю по поводу сего креатива. Отвечаю: я думаю, что рекламно-прикладной креатив вполне может быть отвязным или шокирующим, но даже в этом случае он обязан быть понятным. Причём понятным сходу, без перевода, без долгих размышлений и сомнений насчёт того, что хотел сказать аффтар.

Говорю совершенно серьёзно: глянув на писсуар с табличкой «Водка», я реально не понял, что хотел сказать аффтар. Возможно, я не целевая аудитория, или слишком трезв, или редко бываю в ивановских ресторациях. Однако первое, что пришло на ум: это писсуар с водкой. («Но Холмс, зачем эти странные русские заливают водку в писсуар? Неужели так вкуснее? Или это местные customs and traditions?»)

Позже до меня дошло, что это, ха-ха, тематические писсуары: один для тех, кто пил пиво, другой — для тех, кто пил водку, и т. д. Что ж, если хозяева заведения имели в виду именно это, хочу сообщить им следующее. Во-первых, табличка, размещённая непосредственно над краном или сливом, предполагает, что в кране именно то, что написано на табличке. Поэтому, даже если изменить текст на более понятный, т. е. не «пиво», «водка», а «для пива», «для водки», такая табличка будет сбивать с толку; к тому же, появится ещё один паразитный смысл, намекающий, что сюда нужно сливать ещё не выпитое пиво. Так что, возможно, понятней всего написать: «для тех, кто пил пиво», и т. д.

А во-вторых, так вас разэтак, каким писсуаром прикажете пользоваться, ежели клиент пил и водку, и пиво, и какао с чаем, а поверх всего этого — ещё и пару фужеров дивного местного напитка «Мохито с сухофруктами»?! Вопрос, между прочим, сугубо практический. Потому что если такого клиента быстро не сориентировать, с ним может случиться небольшая рекламно-креативная авария. И не факт, что это памятное событие заставит его приходить к вам снова и снова.

Новости отечественной науки

Министерство высшего образования и науки РФ выпустило новый приказ, ужесточающий правила контактов российских учёных с иностранцами:

«На встрече с иностранцем, говорится в документе, должны присутствовать как минимум двое российских ученых. Контакты с зарубежными коллегами в нерабочее время, следует из приказа, возможны только с разрешения руководства. После встречи от ученых требуют составить отчет с кратким описанием разговора, приложив к нему сканы паспортов участников.» (Отсюда.)

Прекрасная, восхитительная инновация! На смену старой отжившей установке «больше двух не собираться» приходит новая: «МЕНЬШЕ двух не собираться!» И мало того, что исключительно с разрешения руководства, так ещё и с кратким отчётом о содержании беседы и сканами паспортов участников!

Ну, теперь-то российская наука мгновенно зацветёт пышным цветом! Потому что благодаря такому вот щедрому и полезному нововведению учёные из-за рубежа повалят к нам валом, а встречи с ними будут проходить в непринуждённой, тёплой, дружественной обстановке. В компании из не менее двух российских коллег. (Один из которых, вероятно, в штатском?)

UPD: Как позже сообщила пресс-служба Минобрнауки, приказ носит рекомендательный характер. Что такое «приказ рекомендательного характера», мне лично не очень понятно, ведь приказы обязательны к исполнению, а рекомендации не обязательны. Тем не менее, посмотрим, сколько российских учёных ими воспользуется в необязательном порядке.

Угадай скульптуру

Мой друг, давным-давно живущий в Москве, недавно съездил навестить родной город Иваново. И в частности, прогулялся там в одном из городских парков, где неожиданно обнаружил сие изваяние дивной красоты (см. фото), после чего долго не мог уснуть. Почтеннейшей публике предлагается угадать, что за фигуру хотел изобразить неизвестный ивановский резчик.

Чудеса импортозамещения

Нет, с картошкой всё в порядке, есть можно. Но я был уверен, что тульская нива, на которой она созрела, расположена к нам немножечко ближе.

Сериал «Годы» / Years and Years (2019)

Сериал "Годы" Years and Years

Великобритания, 2019 г. Жанр: драма/фантастика. Сценарий: Рассел Дэвис. В ролях: Рори Киннир, Т’ниа Миллер, Эмма Томпсон, Рассел Тови и др. Рейтинг IMDb — 8.4 из 10

Сюжет

Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Великобритания, Манчестер. На дворе — безумный 2019 год, с полным букетом проблем нашего времени: холодная война, готовая в любую секунду перейти в горячую, несменяемые президенты, экономическая нестабильность и вопиющее социальное неравенство, безработица, полчища мигрантов, засилие толерантности и фейк-ньюс. А вдобавок — искусственный интеллект, роботы, гаджеты и прочие технологические новшества, выносящие мозг.

В такой вот турбулентной обстановке живёт-поживает семейство Лайонс — два брата, две сестры, их дети, а также престарелая, но вполне бодрая и властная бабуля-матриарх (Энн Рейд), к которой все они периодически съезжаются на её День рождения.


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

У каждого члена семейства Лайонс — свои личные обстоятельства, столь же колоритные, как время и декорации, в которых разворачивается их жизнь. У Стивена Лайонса (Рори Киннир) с женой Селестой (Т’ниа Миллер) — межрасовый брак и двое непростых дочерей-подростков, одна из которых страдает эпилепсией, а вторая не желает быть человеком и мечтает стать транс-сущностью, чтобы загрузить своё сознание в облако и обрести вечную цифровую жизнь.


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Второй брат, Дэниэл (Рассел Тови), — гей; его дела на личном фронте складываются не особенно удачно. Его поначалу счастливый однополый брак распался. Однако спустя время он знакомится с Виктором (Максим Болдри) — симпатичным беженцем с Украины, с которым у Дэниэла завязывается страстный роман. Но поскольку Виктор находится в Великобритании на птичьих правах, их взаимное счастье зависит от прихотей бездушной государственной машины, повелевающей судьбами мигрантов.


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Тем временем у Рози Лайонс (Рут Мэдели), их младшей сестры, жизнерадостной девицы в инвалидной коляске, рождается уже второй ребёнок — и, не поверите, опять от какого-то проходимца! Но для Рози это ни разу не проблема. Своего второго малыша, который, в отличие от первого, имеет пронзительно-азиатскую внешность (и которого она неизвестно почему назвала Линкольном), Рози опять воспитывает одна.


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

А их старшая сестра, Эдит Лайонс (Джессика Хайнс) — активистка-авантюристка, вечно в разъездах по миру, в какой-нибудь горячей точке. К примеру, в окрестностях китайского искусственного острова — спорной территории, по поводу которой Америка грозит Китаю ядерным кулаком.


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Вдобавок ко всему, на британском политическом горизонте неожиданно возникает новая фигура — бизнесвумэн Вивиан Рук (Эмма Томпсон), ловкая и харизматичная популистка. С помощью скандала она стремительно завоёвывает симпатии избирателей, уставших от лицемерия и фальшивой политкорретктности. Свою партию Вивиан нарекает предельно скандально — «Четыре звезды», в честь звёздочек, которыми в официальной прессе заменяют нецензурное слово на букву F.


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Как и многие простые британцы, Лайонсы симпатизируют Вивиан и желают ей победить на выборах и пройти в парламент, поскольку связывают с ней надежды на перемены к лучшему. Но они даже не подозревают, во что превратится их жизнь спустя десять лет после её триумфальной победы...

Субъективные впечатления от фильма


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Сериал «Годы» — хроника-жизнеописание событий, произошедших с членами разношёрстной семьи из Манчестера на протяжение 15 лет, с 2019 по 2034 год. Поскольку сериал этот небольшой (всего 6 серий), то внятно изложить в нём такую уйму личных и общественных событий, случившихся в жизни каждого из героев, не создавая путаницу и не вызывая у зрителя дискомфорта от «просмотра на быстрой перемотке»  — задача не из простых.

Признаться, лично мне было непросто сориентироваться в происходящем и понять, кто все эти люди, кем они друг другу приходятся, где и в каком году сейчас находятся. Ведь режиссёр действительно прибегает к эффекту быстрой перемотки и клиповому монтажу — вместо того, чтобы написать на экране «прошло 5 лет» (для меня, например, так было бы куда понятней).


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Несмотря на это, сериал, на мой взгляд, очень хорош и оригинален. По жанру это не столько фантастика (терминаторов, трансформеров и головокружительных спецэффектов там нет), сколько динамичная семейная драма в декорациях ближайшего будущего с его бешеным темпом, нестабильностью и привкусом неминуемой ядерно-техногенной катастрофы. Отдельный приз зрительских симпатий уходит композитору сериала Мюррею Голду за драйвовый постапокалиптический саундрек, отлично передающий и усиливающий ощущение динамики и напряжения от происходящего на экране.


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Персонажи сериала «Годы» убедительные и живые, их поведению, историям и взаимоотношениям веришь и сопереживаешь. Актёрский ансабль подобран удачно, некоторые актёры снимаются в картинах Дэвиса далеко не первый раз, так что по части кастинга и актёрской игры никаких вопросов нет. Да и могут ли они быть при столь добротном сценарии? Ведь его автор, Рассел Дэвис — один из ведущих фигур британского телевидения, создатель знаменитого фантастического сериала «Доктора Кто», сценарист и исполнительный продюсер более 20 телесериалов, многие из которых в равной степени как известны, так и скандальны.


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Кстати, важное предупреждение целомудренному российскому зрителю (и, в первую очередь, глубоко верующим депутатам, чьи деликатные чувства невзначай могут оказаться невыносимо оскорблены). Поскольку сценарий сериала «Годы» принадлежит перу Дэвиса, до начала просмотра необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, история получилась действительно захватывающая и эмоциональная. А во-вторых, она изобилует гомосексуальными отношениями, показанными отнюдь не мельком.

Почему? Очевидно, по двум причинам. Во-первых, Дэвис — открытый гей, и это, что называется, его тема. Во-вторых, гомосексуальные и прочие «нетрадиционные» сексуальные отношения в Британии и в Европе уже сейчас признаны вариантом нормальных человеческих отношений — как и в ближайшем будущем, которое изображается в сериале.


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Так или иначе, повторюсь, персонажи сериала получились очень живыми, запоминающимися и убедительными — прежде всего с эмоциональной стороны. Неудивительно, ведь Дэвис известен как признанный мастер эмоциональной драмы. Поэтому вне зависимости от вашей собственной «традиционности», душевное состояние героев вам понятно, и вы им сопереживаете.

Отдельные ремарки персонажей из будущего особенно сильно резонируют, поскольку эти чувства хорошо знакомы зрителю из настоящего. К примеру, нарастающее ощущение смысловой дезориентировки и всё убыстряющегося хода времени. Или то, как герои сравнивают свои детские мечты о будущем со своим реальным взрослым опытом. «Будущее наступило», — задумчиво констатирует Рози. — «И что-то мы не очень-то космонавты...»


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Если вы, как и я, предпочитаете смотреть фильмы в оригинальной озвучке, возможно, вам придётся включить субтитры, поскольку персонажи говорят с густым британским акцентом (к которому, например, мои уши, привыкшие к американскому английскому, не приучены). Но это, безусловно, пустяк. Тем более, что русский овервойс на Амедиатеке, как и сам перевод, вполне хорошего качества.

Из прочих мелочей можно упомянуть довольно назойливый продакт-плейсмент Sony: у всех персонажей смартфоны исключительно этой фирмы. Можно подумать, смартфонов других марок в будущем не существует. Ну и Apple тоже засветился, куда ж без него. Других-то ноутбуков в будущем не будет, правда?..


Кадр из сериала "Годы" / Years and Years (2019)

Моя единственная существенная претензия касается заключительного, шестого эпизода сериала. Он заметно (и в худшую сторону) отличается от остальных по темпу и убедительности и выглядит скомканной, второпях сделанной затычкой, изготовленной чьей-то малоопытной рукой. (Чтобы не спойлить, я воздержусь от комментариев сюжетной развязки.)

Как небезосновательно предположил автор одного из отзывов на IMDb, возможно, Дэвис изначально рассчитывал изложить историю в восьми эпизодах, но в последний момент продюсеры урезали бюджет и дали денег только на шесть. Поэтому ему пришлось спешно перекраивать и сокращать сценарий и делать монтаж ещё более клиповым в судорожных попытках «впихнуть невпихуемое». Жаль, если это действительно было так. Но всё равно спасибо, получилось здорово.

Стоит ли смотреть?

ДА — если вы не боитесь заглянуть из безумного сегодня в ещё более безумное завтра.

НЕТ — если вы не в восторге от настоящего и точно знаете, куда катится этот мир.