Александр Токарев

Как пережить негативную критику своих работ

Авторы образовательного цифрового портала CG Cookie наряду с обучающими видео, посвящёнными работе в 3D-пакете Blender, периодически публикуют интересные статьи более широкой и сопутствующей тематики — например, о том, где почерпнуть вдохновение. Или о культурных и межличностных коммуникациях в творческой работе. Или о том, как дизайнеру правильно реагировать на негативные отзывы по поводу своих цифровых работ.

Последнее, на мой взгляд, необычайно актуально не только для сферы 3D-графики, но и для всякой творческой работы. Ведь конструктивная критика — искусство, которым владеют далеко не все. А вот насколько разрушительной способна быть критика деструктивная, прекрасно знает, наверное, всякий творческий человек. (Помните злую сатирическую миниатюру «Четыре иллюстрации…» Даниила Хармса?)

Предлагаю вашему вниманию мой перевод статьи на эту тему. Возможно, слово пережить (англ.: survive) в названии звучит чересчур драматично, но что поделаешь, у автора именно так.

Как пережить негативную критику ваших цифровых творений
(Оригинал статьи: How to Survive a Negative Digital Art Critique by Pavla Caron. Все иллюстрации из оригинальной статьи.)

«Обратная связь — завтрак чемпионов».
Кеннет Блэнчерд, автор книг и эксперт по лидерству



Независимо от того, являетесь ли вы новичком в цифровом искусстве или уже располагаете многолетним стажем, две вещи несомненны: во-первых, вы стремитесь стать лучше. А во-вторых, на этом пути вам придётся иметь дело с критикой. Оригинальное мнение, совет, свежий взгляд на вашу работу: всё это ценные преимущества критики ваших творений. И поскольку мы уже обсуждали, как предоставлять конструктивную критику, давайте теперь рассмотрим этот процесс с другой стороны.

Получать негативные отзывы несладко, правда? Наше эго встает на пути, и включается защитный механизм, который мешает нам воспринимать критику объективно. Как же научиться выслушивать критику своих работ с открытыми ушами, принимая даже отрицательные — или в особенности отрицательные — отзывы?

1. Слушайте и растите

Преподавателям CG Cookie известно, что не все восприимчивы к обратной связи: «Количество людей, которые отказываются принимать обратную связь, ошеломляет», — говорит Джонатан Уильямсон. — «Но этим они лишь осложняют себе жизнь. Мы ведь живём не в вакууме, и нам совершено необходимо взаимодействие с другими людьми.» Джонатан Гонсалес соглашается: «Вам не удастся отточить свои навыки и талант, если будете держать их в тайне, боясь того, что скажут другие. Смелей выставляйтесь на всеобщее обозрение и не будьте слишком чувствительными».

2. Измените своё отношение к критике

Почему обратная связь так важна? Джек Кэнфилд, автор книги «Принципы успеха», считает её невероятно мощным инструментом:

«Изменить своё отношение к отрицательной обратной связи — одно из самых полезных дел, которые вы могли бы осуществить. <…> Чтобы поскорей достичь цели, вам необходимо принимать и приветствовать все отзывы, которые к вам поступают.»

«Я люблю критику», — заявляет Сенад Коренич, пользователь CG Cookie и Blender-дизайнер. «Мне требуется мнение других людей, чтобы увидеть, что можно исправить. Работая в Blender, я всегда показываю свои работы людям, которые ничего не знают о рендеринге: они мгновенно замечают, что делает мои картинки нереалистическими, и таким образом я могу улучшить свои работы».

«Малина» (автор Сенад Коренич) до и после обсуждения в 3D-сообществе.

3. Предполагайте лучшие намерения

«Легко заподозрить, что негативный отзыв исходит от кого-то, кто пытается принизить вашу работу или продемонстрировать своё превосходство в знаниях, особенно когда всем известно о существовании троллей!» — говорит Кент Трэммел. Как же тут быть? «Я научился смотреть на это в ином ракурсе», — говорит Кент. — «Я просто вначале исхожу из того, что люди пытаются помочь; это позволяет мне интерпретировать их отзывы в положительном ключе. Такой подход — „невиновен, пока обратное не доказано“ — помогает мне сохранять непредвзятость».

Чтобы убедиться, что вы сами не являетесь злым троллем, следуйте нескольким основным советам, как давать действительно полезную обратную связь на чьи-либо цифровые творения.

Лучший способ защититься от троллей — сохранять позитивный настрой.

4. Не бросайтесь в контратаку

Испытываете жгучее желание оспорить отрицательный отзыв? «Здесь действует правило: если вы обнаружили, что защищаетесь от критики, вы, вероятно, неправы», — утверждает Джонатан Уильямсон. — Скорее всего, вы защищаете свою работу по каким-то иным соображениям, например, из гордости. Но так вы вряд ли сможете стать лучшим творцом. Кент соглашается: «По себе знаю, что моё противодействие негативной обратной связи препятствует мне учиться благодаря ей. По большому счёту, это всего лишь моя гордость, которая мешает мне расти». Сделайте глубокий вдох и спросите себя: есть ли шанс, что критик был прав?

5. Если вы и в самом деле решительно не согласны

Иногда критический отзыв может выглядеть и вправду сомнительно. «Если я сомневаюсь в том, что предоставленные критические рекомендации действительно сто́ящие, я навожу справки о самом критике», — рассказывает Кент. «Если у этого человека впечатляющее портфолио, то, скорее всего, я буду очень благодарен и признателен за его/её мнение. Если же никаких работ критика в сети найти не удаётся, я всё равно благодарю за отзыв, однако воспринимаю его с долей скептицизма».

6. Гордитесь своей работой

«Вот, свалял тут на скорую руку. Сам вижу, что отстой.»

Как часто вы встречали подобные комментарии на форумах?

Самоуничижительная, чрезмерно скромная самоподача — это способ оградить себя от критики. К сожалению, это наносит вашей работе изрядный ущерб.

«Если вы приходите в студию на собеседование и говорите: „Вот мои работы, к сожалению, они не очень...“ — вас точно не возьмут на работу. По тем же соображениям не следует относиться к себе пренебрежительно и подрывать собственный авторитет и в онлайн-пространстве. Тон, которым вы представляете свою работу, определённо влияет на то, как люди её воспримут», — говорит Джонатан Уильямсон.

Если вы решили опубликовать свою работу и поделиться ею со всем миром (правильное решение!), почему бы не выложиться на полную катушку и представить своё творение с уверенностью и позитивом. В конце концов, если вы не цените свою работу, другие тоже не будут её ценить.

«Это моя первая скульптура, она далека от совершенства, но я очень рад, что многому научился в процессе. Буду признателен за ваши отзывы».

Звучит куда лучше, не правда ли?

Чуточку вдохновения

«В конечном счёте именно мы сами являемся нашими самыми суровыми критиками», — говорит Джонатан Гонсалес, — «и если это ваш случай, это хороший знак! Есть один комикс Zen Pencils, на который я время от времени с удовольствием ссылаюсь», — говорит он. — «В нём объясняется, что ваш хороший вкус и есть та причина, по которой вы критически относитесь к собственным творениям. И этим стоит гордиться и продолжать упорно работать, пока ваши навыки не станут соответствовать представлениям в вашей голове».

Миллиардер на пожаре

Французский миллиардер Франсуа-Анри Пино пожертвовал 100 миллионов евро на реставрацию собора Парижской Богоматери, пострадавшего от сильного пожара. (Отсюда.)

Респект. Пожертвовать сто миллионов — это круто. Не каждый миллиардер на такое способен.

Но знаете, что ещё круче? Пожертвовать сто миллионов анонимно. Чтобы ненароком не превратить благотворительность в саморекламу.

Впрочем, догадываюсь, что люди, способные на такое, вряд ли становятся миллиардерами.

Требуется коуч

Похоже, мне срочно требуется квалифицированный персональный коуч, который обучил бы меня важному бытовому искусству: как НЕ смотреть в чужой смартфон во время поездки в общественном транспорте в часы пик.

Вкратце, суть проблемы в следующем. По наблюдениям статистической службы нашего городка, приблизительно 100% пассажиров во время поездки смотрят в свои смартфоны — и при этом по понятным причинам находятся в непосредственной близости от вас. Порой в настолько непосредственной, что, если только вы не пялитесь в свой собственный смартфон, у вас практически не остаётся другого выбора, как пялиться в чужой. Тем более, вокруг-то скучно. Визуальной стимуляции никакой. А в чужом смартфоне всё время что-то мельтешит, вспыхивает и крутится: чаты и боты, забавные котики и умильные карапузы, тетрисы, стрелялки, свистелки-тарахтелки, злые птички с добрыми свинками, и бесконечные витрины с платьями, туфлями и сумочками, и селфи, и опять селфи, и снова селфи, и мн. мн. др. …

Но когда вы смотрите в чужой смартфон, хозяевам смартфона это не нравится. Они начинают нервничать, неодобрительно коситься на вас и демонстрировать прочие признаки неудовольствия. И вы их понимаете. Но вашим глазам некуда деваться, поскольку в свой собственный смартфон вы не смотрите, ибо желаете поберечь зрение, и без того утомлённое многочасовой работой за монитором. Но пассажиры об этом не знают. И это вы тоже понимаете. Также вы понимаете, что ваше понимание никак не решает эту задачу.

Вот я и спрашиваю, Холмс: как тут быть? Смотреть в потолок? Не выход: шея заболит, а бытовой травматизм нам совершенно ни к чему. Зажмуриться на время поездки? На двадцать-сорок минут? Тоже не вариант: можно заснуть и проехать остановку. Что говорите? Рекомендовать пассажирам поберечь свои глаза и не смотреть в смартфоны? Да вы с ума сошли! Проще попросить их не дышать!

Так что — да, требуется коуч.

Компьютер для рендера

Около полугода назад я начал изучать 3D. И поскольку в этом деле всё так или иначе упирается в рендер (читай: компьютерную вычислительную мощь), я понял, что для дальнейшего продвижения без серьёзного апгрейда компьютерного железа никак не обойтись. Конечно, мой старый верный MacMini по-прежнему бодро справляется с 2D-графикой и вёрсткой, но рендер ему, увы, не по силам — просто потому, что для подобных нагрузок он совершенно не предназначен. Да и я, признаться, не готов ждать по два-три часа, пока он, чихая крошечным вентилятором, просчитает, наконец, пару каких-нибудь простеньких стеклянных рюмочек с виртуальным ликёром:

Слева — чешская травяная настойка, справа — кюрасо. (Розлито в Cinema 4D в 2018 г.)

Выбор платформы

Итак, какой же компьютер приобрести для рендера? Может, просто купить более мощный Мак, типа, да и всё? Вариант, несомненно, заманчивый, эстетически привлекательный и психологически комфортный (имея в виду отличный графический интерфейс и привычные маковские клавиатурные сокращения), но в случае iMac Pro безумно дорогой. И потому, на мой взгляд, не оправдывающий вложенные в него гипотетические килобаксы.

К тому же Макинтоши славятся своей негибкостью в плане поддержки новых комплектующих. Что, в моём представлении, является существенным минусом в случае, если вы впоследствии захотите самостоятельно модернизировать вашего яблочного друга. Представьте, что вы купили крутую видеокарту за 50-70 тыщ рублей, установили её в ваш Мак взамен старой, а этот красавец наотрез отказывается с ней работать, потому как маковских драйверов к этому устройству в природе не существует. Кому вы в таком случае будете жаловаться? Стиву Джобсу?

Мне возразят: так ведь надо перед покупкой непременно убедиться, что эта карта точно работает с Макинтошем! Дело, однако, вот в чём: по факту, много что неофициально работает с Макинтошем, однако проверить это зачастую можно одним-единственным способом: купить эту железку и установить в ваш Мак. Не исключено, что он её распознает и захочет с ней работать. Но может и не захотеть. Одним словом, лотерея. Лично у меня нет знакомых владельцев компьютерных магазинов, готовых бесплатно предоставить мне железки для тестирования, а покупать кота в мешке не в моих правилах. Ведь в случае чего вернуть купленную железку обратно в магазин на том основании, что она «не подошла», не получится: здесь, знаете ли, не Испания.

Таким образом Макинтоши, изящно поблёскивая шлифованным алюминием, выбывают из конкурса, а мы переходим к PC. (Вариант с Линуксом также интересен и достоен рассмотрения, однако прямо сейчас я не готов осваивать новую операционку и софт.) Основных варианта тут два: либо купить готовый системный блок либо собрать свой, «кастомный». Второй вариант мне нравится значительно больше, потому как индпошив, но он требует более обстоятельных познаний по части актуальных компьютерных железок. Что ж, пусть. Заодно расширю технический кругозор, узнаю много нового, сориентируюсь и таким образом сделаю осмысленный, информированный выбор. Ну и вообще, так интереснее. К тому же, я никогда прежде не собирал компьютер самостоятельно, с нуля, из комплектующих. Вот и попробую. В крайнем случае, если не справлюсь, вызову сборщика на подмогу.

Список комплектующих

На ориентировку в актуальном компьютерном железе у меня ушло примерно две недели. (Последний раз я изучал компьютерные железки лет десять назад, однако железки для рендера прежде я не изучал никогда, так что узнал много нового.) Я читал отзывы, форумы и обзоры, сопоставлял информацию и делал выводы. Ниже — перечень комплектующих, на которых я остановил свой выбор, с кратким пояснением, «почему именно это, а не другое».


1. Корпус: be quiet! Dark Base 900 Pro.

Корпус be quiet! Dark Base 900 Pro

• Большой, просторный модульный корпус-трансформер, который можно собрать по-разному в зависимости от начинки, включая систему жидкостного охлаждения.
• Стальная рама, алюминиевая обшивка, один борт прозрачный, из закалённого стекла. Есть светодиодная подсветка (дети будут в восторге). В комплекте три 140-мм вентилятора, дополнительно можно установить ещё семь.
• Спроектирован в Германии. (Квадратиш-практиш-гут, и всё такое.) Судя по названию бренда (be quiet! — англ. «тихо!», «тише!»), производитель не лишён чувства юмора и позиционирует свою продукцию как особенно тихую. (Что ж, проверим.)

2. Блок питания: Seasonic ATX 750W Prime Ultra Titanium.

Блок питания Seasonic ATX 750W Prime Ultra Titanium

• Сертифицирован по высочайшему стандарту энергоэффективности — 80 PLUS® Titanium, что означает 94-процентную эффективность при 50-процентной загрузке.
• Фирма-производитель даёт на него 12-летнюю (!) гарантию.
• Почему я выбрал блок именно 750 ватт, а не мощнее? Во-первых, по общему правилу, для компьютера с одной мощной видеокартой этого вполне достаточно. (Вот отличный онлайн-калькулятор, в котором можно выбрать конкретные компоненты и рассчитать мощность блока питания, необходимую для компьютера, который из них собран.)
Во-вторых, в руководстве к моей видеокарте рекомендовалось использовать блок от 600 ватт, так что в норму укладываюсь. Ну а если вдруг надумаю ставить вторую видеокарту, столь же прожорливую — тогда, по такому торжественному случаю, поменяю и сам блок питания.


3. Процессор: AMD Ryzen 7 2700X.

Процессор AMD Ryzen 7 2700X

• Почему AMD, а не Intel? Во-первых, по результатам официальных тестов, Intel Core i9-9900K (новейший и, разумеется, самый дорогой процессор от Intel) оказался в лучшем случае на 13 % производительнее конкурента от AMD — при том, что стоит на 45-100 % дороже (см. тут). Имеет ли смысл платить почти вдвое больше за преимущество в 13 %? По-моему, нет.

• Во-вторых, по данным тестов, в сравнении с предыдущим процессором Intel Core i7-9700 (который стоит примерно столько же, сколько AMD Ryzen 7 2700X), процессор от AMD лучше справляется именно с рендерингом, хотя в игрушках и синтетических тестах показывает более низкие результаты. Вот результаты теста быстродействия различных процессоров в программе Blender:

Скорость рендеринга в программе Blender (в секундах). Чем меньше число — тем лучше результат.

Чем в данном случае объясняется преимущество AMD в скорости рендеринга? По моим сведениям — тем, что в программах моделирования типа Blender, Cinema 4D или Maya эта скорость существенно зависит от количества потоков (threads) процессора, а не только от его тактовой частоты. (Насколько я понимаю, количество квадратных рамочек, внутри которых просчитываются кусочки кадра в ходе рендеринга, соответствует количеству потоков процессора, выполняющих CPU-рендеринг.)

Для справки: количество потоков у AMD Ryzen 7 2700X — 16, у Intel Core i7-9700 — в два раза меньше, то есть 8. И поскольку я собираю компьютер именно для рендера, и при этом не собираюсь переплачивать за обладание топовым процессором, я выбираю AMD. (Ну а если бы собирал игровую станцию, разумеется поставил бы туда Intel.)


4. Материнская плата: GigaByte X470 Aorus Gaming 7 WIFI

• Специально предназначена для процессоров AMD (Socket AM4);
• На ней есть все актуальные слоты, порты и контроллеры, включая четыре слота под память DDR4, два слота под скоростные диски M.2 NVMe (которые можно объединить в RAID-массив), поддержку USB 3.1 (Type-C и Type-A) а также вайфай (как нетрудно догадаться из названия);
• Позиционируется как геймерская. Это говорит о чём? О том, что она по определению должна обладать отличной производительностью (что подтверждается в тестах и обзорах);
• Усиленная конструкция, препятствующая деформации платы в случае установки увесистых видеокарт.


5. Кулер: Noctua NH-D15 SE-AM4

• Эта модель специально предназначена для процессоров AMD;
• Более 200 наград, номинаций и восторженных отзывов на технических сайтах и в журналах по всему миру (см. длинный перечень видеообзоров на разных языках);
• Низкий уровень шума (25 dB) несмотря на очень внушительные размеры;
• Охлаждает процессор эффективнее, чем система жидкостного охлаждения Master Liquid Pro (см. ролик):

• Спроектирован в Австрии;
• 6 лет гарантии.

Внимание: это реально большой кулер (примерно 16х16х16 см). Поэтому во избежание недоразумений, до покупки желательно убедиться, что он точно поместится в ваш корпус (см. таблицу совместимости).

6. Память: HyperX FURY DDR4 32GB 3200MHz

Выбор модулей памяти — возможно, самый ответственный и рисковый момент при сборке системы на базе процессоров и чипсетов AMD (что очень напоминает установку PC-комплектующих в Макинтош, см. выше). Дело в том, что далеко не все модули памяти, несмотря на цену и бренд, могут устойчиво и безошибочно работать с AMD.

Безусловно, это вряд ли можно назвать приятным сюрпризом, однако всё не так страшно: нужно лишь до покупки модуля памяти удостовериться в том, что данный конкретный модуль совместим с AMD. И для большего покупательского спокойствия желательно получить эту информацию одновременно из двух авторитетных источников:

от фирмы-производителя данного модуля памяти. Обычно на сайте фирмы есть специальная таблица совместимости (вот, например, pdf-таблица фирмы Kingston, производящей модули HyperX);

от фирмы-производителя материнской платы (к примеру, вот список модулей памяти и прочих устройств, совместимых с материнской платой на чипсете X470 Aorus).

Если такого списка нет либо вы не можете его отыскать, можете написать производителю по электронной почте или через форму обратной связи.


7. Видеокарта: EVGA GeForce GTX 1080 Ti FTW3

• Мощная. Подключается двумя кабелями PCI-e; производитель рекомендует устанавливать её в корпус с блоком питания от 600 ватт;
• Три вентилятора, которые автоматически выключаются в отсутствие высокой нагрузки;
• Литой аэродинамический радиатор;
• Достаточно тихая;
• Температура под нагрузкой около 65 градусов (что, в общем, приемлемо для воздушного охлаждения).

Почему я выбрал 1080 Ti, а не более новую и крутую 2080 Ti? Потому что основное конкурентное преимущество 2080 Ti (трассировка лучей в реальном времени) пока не внедрено ни в одну реальную программу моделирования и рендеринга, а существует лишь на уровне красивых маркетинговых демо-роликов. При этом разница в цене между картами на базе 1080 Ti и 2080 Ti составляет сейчас 70-80 %. Да, разработчики Blender вроде как намекнули, что собираются внедрить поддержку аппаратной трассировки лучей в свой программный пакет, чему я искренне рад. Но вы, ребята, всё-таки сначала внедрите, окей? А мы посмотрим на результат и решим, стоит ли эта овчинка дополнительных 40-50 тыщ рублей.

(продолжение следует)

2019   железо

Остановка для медитации

Остановка для медитации

В распоряжение транспортного ведомства нашего городка поступили инновационные остановки для медитации в ожидании автобуса на открытой местности. Вот как ими пользоваться:

  1. Если из урн не идёт дым (см. на фото слева), воскурите находящиеся там благовония с помощью непогашенного окурка.
  2. Сядьте в позу лотоса на асфальт, находясь, по возможности, на равном расстоянии между урнами.
  3. Закройте глаза, сконцентрируйте внимание на вашем кошельке, ключах либо проездном документе.
  4. Медитируйте, повторяя вслух мантру «Мос, гор, транс» до достижения состояния устойчивого просветления либо до прибытия следующего автобуса.

Тень Мавроди

Тень Мавроди,
тень Мавроди
в метрополитене бродит. (Старинный московский фольклор.)

Да уж, после всех этих памятных и масштабных финансовых афер 1990-х непросто расшифровать три буквы М каким-либо иным образом…

3D-чай

Чай Lancaster 3D модель
3D-рендер

Некоторое время назад мне презентовали две коробки чая. Чай я благополучно выпил (спасибо!), и он, кстати, оказался отличного качества — так что рекомендую. А опустевшие металлические коробочки продолжали гламурно отсвечивать на кухонном столе, привлекая внимание и вообще, всячески требуя продолжения банкета. Окей, подумал я. Почему бы и нет, продолжим банкет. И решил смоделировать их в 3D.

Результат на картинке сверху. И поскольку уже три раза переспрашивали, в третий раз отвечаю: нет, картинка вверху — не фотография. Это 3D-рендер. В качестве доказательства, вот только сетка без текстур:

Чай Lancaster 3D модель

А вот фото реальной коробочки для сравнения:

Телефонно-разговорное

Заметил интересную закономерность, связанную с использованием телефона в публичных местах. Человек, идущий по улице и разговаривающий по телефону, в момент, когда он/она проходит мимо меня, с наибольшей вероятностью произносит одну из трёх реплик:

  1. «Во-от…» (и пауза)
  2. «Короче…» (после чего следует отнюдь не самый короткий рассказ о своих бравых приключениях)
  3. «А я такая…» (и затем рассказывает, какая.)

Суровый загадочный логотип

Логотип ЧКЗ

Необыкновенно суровый и столь же интригующий логотип Челябинского компрессорного завода обнаружил я на борту припаркованного на обочине пикапа. Суровый — понятно почему, а интригующий — потому что не вполне ясно, что это за штуковина, на которую бык так сурово уставился. Мои версии: 1) это гусеница; 2) это телефонная трубка; 3) это секретная и наиболее суровая деталь челябинского компрессора.

Эмоциональная визуальная коммуникация

Эта доска в местной поликлинике, я считаю, — образец эмоционально-понятной визуальной коммуникации. Потому что глядя на неё сразу ясно не только то, какие специалисты требуются, но и кто из них требуется СИЛЬНЕЕ.