Александр Токарев

Город золотой

Капитолий в Гаване
© Nigel Pacquette / WikiCommons

Теперь я знаю, где находится «Город Золотой», воспетый Анри Волохонским (а впоследствии — БГ). Судя по новостям, этим городом однозначно является Гавана, столица Кубы:

«Российские власти потратят 642,4 млн рублей на восстановление золотого покрытия купола Капитолия в Гаване. Заказ от управления делами президента появился на сайте госзакупок 16 августа. Деньги на работы выделят из федерального бюджета».

Много ли это, 640 миллионов рублей? Для справки: это примерно треть расходов годового бюджета города Фрязино Московской области на 2018 г. (см. тут). Что ж, если российскому федеральному бюджету больше не на что тратить деньги, кроме как на позолоту куполов в далёких заокеанских городах, похоже, Чубайс сказал чистую правду: «У нас очень много денег».

Интересные новости о выставке Бэнкси в ЦДХ

Восхитительно интересный оборот приняла история с выставкой работ британского стрит-арт художника Бэнкси в московском ЦДХ. Оказывается, сам Бэнкси не имеет к ней ни малейшего отношения.

15 августа в инстраграм-аккаунте, который считается единственной верифицированной трибуной художника в соцсетях, появился диалог Бэнкси с пользователем (см. картинку), в которой художник отрицает свою причастность к московской выставке и напоминает, что не берёт с людей денег за то, чтобы посмотреть на свои работы.

Организатор выставки в ЦДХ Александр Начкебия прокомментировал это изданию Inc. следующим образом:

«…Коллекция собрана из работ частных коллекционеров, у которых есть право выставлять работы художника на выставках. У нас представлены исключительно авторизованные работы — никаких кусков стен, вандально вырезанных против воли Бэнкси. Все работы имеют серитификаты подлинности.»

Также издание сообщает, что организаторы выставки оставили под публикацией Бэнкси такой комментарий:

«Да, Бэнкси не имеет отношения непосредственно к выставке, мы никогда этого не скрывали. Но он продает свои авторизованные принты коллекционерам, не запрещая их выставлять в галереях. У нас представлены именно эти авторизованные работы.»

Что я думаю по этому поводу?

Во-первых, «исключительно авторизованные работы», о которых упоминает Начкебия, не означает «оригиналы». Как мы помним, на выставке есть оригиналы, но там и репродукций предостаточно. В самом деле, вы можете накупить в фотобанке фотографий с правом показа неограниченно большой аудитории и устроить из них выставку. Да, автора уведомлять не обязательно. Да, с юридической стороны всё чисто. Только вот, хм, господа предприимчивые организаторы, неплохо бы чётко и ясно предупредить аудиторию о таком положении дел до покупки билетов. На выставке я такого упоминания что-то не обнаружил. Зато перед входом на неё стояла билетная палатка с огромной надписью BANKSY. Я даже подумал, не сам ли Бэнкси сидит там и продаёт билеты на свою выставку. В целом у меня, например, не возникло ни малейшего подозрения в том, что Бэнкси про свою выставку в Москве слыхом не слыхивал.

Во-вторых, мне показалось, что диалог Бэнкси с пользователем в Инстаграме звучит не очень спонтанно, а скорее как заранее написанные реплики, произносимые со сцены на публику.

В-третьих — если, конечно, этот диалог не инсценировка — похоже, зубастый капиталистический мир безграничного потребительства и чистогана, столь часто атакуемый Бэнкси в его работах, ответил художнику в его же стиле: без спросу нажился на нём. По подсчётам Inc., выручка от выставки составляет порядка 138,6 млн. рублей, из которых сам художник, очевидно, не получит ни копейки.

Так или иначе, посмотрим, чем на это ответит Бэнкси.

Скульптурные метафоры дружбы

Этот памятник находится в московском парке Дружбы. Сам парк
примечателен тем, что он дважды фестивальный. Назван и основан он в честь VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, проходившего в Москве. А почти тридцать лет спустя, в 1985 году, во время проведения XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, также проходившего в Москве, в парке появился этот памятник. Называется он «Дружба континентов».

Не зная предыстории и названия заранее, я бы вряд ли догадался, что памятник символизирует именно дружбу. Скорей, что-нибудь на тему политплакатов «миру-мир», раз уж там голубей гоняют. Всмотритесь в позы, в которых запечатлены парень с девушкой. Налететь друг на друга со всего ходу в прыжке, задрав голову вверх и столкнувшись коленками — это что, самое узнавамое, естественное и понятное проявление дружеских отношений? Серьёзно?.. Не спорю, в жизни иной раз бывает и не такое: столнкулись, сцепились, подрались, а потом помирились, сдружились и даже поженились. Но тогда и памятник надо назвать как-то по-другому, чтобы название объясняло происходящее.

К примеру, вот другой монумент — не столь политизированный, зато куда более понятный и милый. Называется «Сосиска дружбы». Установлен в Новокузнецке. Изображает начало малопредсказуемой дружбы котёнка и щенка из мультика «Котёнок по имени Гав».

Памятник "Сосиска дружбы" в Новокузнецке
Фото: news.vse42.ru

А этот, тоже с собакой и кошкой, находится в Славянске-на-Кубани и оборудован специальной скамьёй примирения. Сам памятник, может, не самых выдающихся художественных достоинств, но идею дружеских, близких отношений выражает внятно. И придумка со скамейкой примирения хорошая, полезная и, надеюсь, работающая:

Скамья примирения, Славянск-на-Кубани
Фото: tripadvisor.ru

Или, наконец, вот — памятник дружбе Лисицы и Вороны по поводу совместного обладания плавленым сырком «Дружба». Даже если с басней не знаком, и без того сразу видишь, что эти существа наслаждаются компанией друг друга. До такой степени, что кажется, у Лисицы выросли крылья.

Памятник плавленому сырку "Дружба"

Может возникнуть резонный вопрос: если в скульптуре изображать дружбу объятиями, как же отличить её от любви или страсти? Согласен, дело тонкое, тут, понимаешь, детали важны. Не зря древние греки и дружбу, и любовь, и эротическую страсть считали разновидностями одного и того же — любви. Что касается памятника в парке Дружбы: как вариант, можно было не сталкивать парня с девушкой коленками в позе волейболистов, отбивающих мяч у сетки, и не заставлять их гонять голубей веником, задрав голову в небо, а сделать их бегущими друг к другу с распахнутыми объятиями. Так или иначе, главное, чтобы было понятно, что они в первую очередь искренне рады друг другу, а уж потом голубям.

Реклама для чтения на правом боку

Рекламный щит с поворотом на 90 градусов

Что вам первым приходит в голову при взгляде на такой рекламный щит? Возможно, что-то вроде «это ж надо, рекламу боком повесить! Во дураки-то! Чё у них, совсем, что ли, глаз нету?»

Однако как человек, испорченный рекламой, уверяю вас: это не оплошность рекламодателя и не раздолбайство рекламной конторы, повесившей этот щит с поворотом на 90 градусов. Это такой вирусный рекламный трюк. Его смысл — привлечь внимание, создать шумиху, заставить обывателей фоткать рекламу на телефон и показывать друг другу. (Во избежание этого, телефон и сайт на фото я заретушиловал.)

Удалось ли хитрому рекламодателю достичь эту цель? Думаю, да, хотя бы отчасти. Во всяком случае, мне эту фотографию прислал человек, который заметил этот щит и сфотографировал его как нечто забавное, достойное внимания. Однако достаточно ли для хорошей рекламы просто привлечь внимание? Как мы с вами прекрасно помним, — нет, совершенно не достаточно. Потому что хорошая реклама должна быть эффективной, то есть побуждать к совершению нужного действия, в данном случае — покупке швейного оборудования.

Какую реакцию вызовет у публики такая реклама? Не знаю, фокус-групп я не проводил. Но предполагаю, что этой реакцией будет недоуменный смех (см. выше) и формирование нежелательного представления о рекламодателе либо как о лохе (у которого не хватило мозгов повесить свою рекламу правильно), либо как о нищеброде (который пожадничал денег на перевёрстку рекламного макета с вертикального на горизонтальный формат и изготовление нового щита). Теперь представьте, что вы — серьёзный бизнесмен, и вам потребовалось купить швейное оборудование. Склонны ли вы покупать что-либо у лохов и нищебродов? Вряд ли. Скорее поищете какую-нибудь более надёжную, уважаемую, «нормальную» фирму. А раз у этой фирмы вы товар не купили (а именно в этом смысл этой рекламы), стало быть, их трюк не сработал.

Вдобавок, такая реклама не отвечает критерию достаточной понятности: основной текст, повёрнутый на 90 градусов, неудобен для чтения, вследствие чего реклама с таким текстом может быть вовсе проигнорирована. Не стоит особенно обольщаться, что публика безумно заинтересуется содержанием загадочного повёрнутого текста и любопытства ради захочет его прочитать: городская аудитория давно перекормлена рекламой и не настроена прикладывать усилия для разгадывания разных рекламных ребусов.

Впрочем, продажи покажут.

(Спасибо Юрию из Иваново за фото.)

Лайфшот #6

Прогуливаясь в зелёной тиши парка, слышу у себя за спиной звук приближающихся шагов и негромкий диалог:

— Это называется контрольный выстрел.
— А что это?
— Ну, вы же видели, было два выстрела? Один в плечо. Чтобы он упал. А второй в голову. Чтобы он умер.

Медленно поворачиваюсь, чтобы взглянуть на говорящих. Ими оказываются молодая мамаша и двое сыновей. Обоим пацанам от силы года четыре.

«Что ж, — думаю, — очевидно, всему остальному, что надо знать о жизни, она их уже научила».

— Миш, а Миш! Ну посмотри на Колю! Правда же, он похож на Феллини?
— Лен, я не знаю… А как выглядит Феллини?
— Как Коля.
(Миша смотрит на Колю)
— Да практически одно лицо!

Худощавая брюнетка средних лет с напряжённым лицом, одета в пронзительно-синюю майку с крупной белой надписью: «ENJOY YOUR PROBLEMS» (англ. «наслаждайся своими проблемами»).

Кем бы она ни работала, надеюсь это не униформа…


О том, что такое лайфшот
Другие лайфшоты

Уступи дорогу белке

Дорожный знак с белкой

Этот инновационный дорожный знак я обнаружил в глубинах парка «Сокольники».

Примечательно, что в нескольких метрах позади него находится ещё один знак — треугольник с лосем, который, как известно, означает не лося как такового, а любых диких животных, которые могут неожиданно выскочить на проезжую часть. Белки — тоже дикие животные, поэтому их неожиданное выбегание на дорогу, вообще-то, предусмотрено знаком с лосем.

Раз так, для чего понадобился отдельный жёлтый ромбик с пушистым грызуном? Если отбросить гипотезу, что знак предупреждает о возможности появления какой-то особо опасной местной белки с орехом (которым она кидается в проезжающий автотранспорт, умышленно целясь в водителя), — очевидно, белок тут реально много, и давят их тут нещадно, и знак с лосем их не спасает… Окей, буду называть этот знак «Главная беличья дорога». И пристальней смотреть под ноги.

Белка на траве в парке
Белка в парке «Сокольники»
Белка на траве в парке

Бинго

Чек на 1000 рублей

Пошел тут в продуктовый магазин, довольно быстро заполнил корзинку товарами, на цену глядя довольно общо, по принципу «дорого-нормально-дёшево». (Как потом выяснил, в моей корзинке оказалось 14 разных товаров.) Пробиваю их на кассе, а кассирша мне торжественно объявляет:

— Вы не поверите, но с вас ровно 1000 рублей. Спасибо, что без сдачи.

Гляжу в чек — и правда, тысяча. Ну, если совсем точно — тысяча рублей сорок копеек, но они копейки в итоговой сумме обнуляют в пользу клиента.

Хм, бывает же… Столь ровный счёт при стрельбе почти наобум — такое в моей жизни, кажется, впервые. И, что интересно, при этом ощущение, как будто я выиграл какой-то реальный приз.

2018   быт

Фильм «Вспомнить заново» / Rememory (2017)

США—Канада, 2017 г. Жанр: детективная драма с налётом научной фантастики. Режиссёр Марк Палански. В ролях: Питер Динклидж, Мартин Донован, Джулия Ормонд, Антон Ельчин и др.

Сюжет

Два весьма непохожих друг на друга брата отмечают в баре триумфальное возвращение одного из них, Дэша (Мэтт Эллис), известного рок-музыканта, с гастролей в родные пенаты. Второго брата зовут Сэм (Питер Динклидж), он отнюдь не рок-звезда, а тихий-мирный архитектурный макетист, работающий в одиночку.


Мэтт Эллис и Питер Динклидж в фильме "Вспомнить заново" (2017)
Мэтт Эллис и Питер Динклидж в фильме «Вспомнить заново» (2017)

По дороге домой автомобиль братьев попадает в аварию. От полученных ран Дэш умирает на месте, но перед смертью он пытается что-то сказать Сэму. Тот не может разобрать сказанное, но полагает, что это нечто очень важное. Сэм тяжело переживает случившееся и никак не может избавиться от тягостных воспоминаний о гибели брата и груза вины за случившееся — ведь за рулём был именно он.

Спустя время Сэм посещает презентацию, которую проводит выдающийся учёный-психолог, специалист по изучению памяти Гордон Данн (Мартин Донован).

Мартин Донован в фильме "Вспомнить заново" (2017)
Мартин Донован в фильме «Вспомнить заново» (2017)

На этой презентации Гордон представляет революционную новинку на рынке психофизиологического хайтека, которую он разрабатывает для корпорации Cortex — прибор, позволяющий записывать и воспроизводить человеческие воспоминания.

Кадр из фильма "Вспомнить заново" (2017)
Кадр из фильма «Вспомнить заново» (2017)

Не секрет, что воспоминания со временем забываются, блекнут и искажаются. Иногда до такой степени, что самому их обладателю не до конца понятно, что из них правда, а что — непроизвольный вымысел, что было, а чего не было. Инновационное преимущество аппарата Гордона в том, что он позволяет извлекать воспоминания в чистейшем, незамутнённом виде, записывать их на диск и показывать на экране в виде видео от первого лица.

Просматривая свои воспоминания с помощью этого прибора, пациенты психолога-терапевта получают возможность необычайно ярко пережить давно случившееся и позабытое — причём, до мельчайших деталей и в точности как в первый раз. Таким образом они могут испытать глубочайший катарсис, недостижимый обычными средствами психотерапии и наконец-то примириться со своим травматичным прошлым.


Мартин Донован и Хенри Иэн Кьюсик в фильме "Вспомнить заново" (2017)
Мартин Донован и Хенри Иэн Кьюсик в фильме «Вспомнить заново» (2017)

Аудитория от этой новинки в полном восторге, корпорация настаивает на скорейшем выпуске устройства на рынок. Однако сам Гордон начинает сомневаться в том, что его изобретение готово к выходу в свет: как внезапно выяснилось, оно не вполне безопасно, поскольку способно не только извлекать воспоминания, но и изменять, а также полностью удалять их из памяти. А для пациентов это может быть чревато серьёзными последствиями. К примеру — галлюцинациями, неотличимыми от реальности.

Вдобавок, не все воскресшие воспоминания одинаково полезны. После презентации к Гордону домой заявляется один из его испытуемых-пациентов, Тодд (Антон Ельчин) с претензиями и слёзными жалобами на то, что его жизнь невыносимо ухудшилась после того, как он с помощью прибора Гордона вспомнил психотравмирующий случай из своего прошлого. Тодд требует от Гордона отказаться от производства этого опасного устройства.


Антон Ельчин в фильме "Вспомнить заново" (2017)
Антон Ельчин в фильме «Вспомнить заново» (2017)

Наутро Гордона находят мёртвым в собственном доме. Обстоятельства его смерти весьма загадочны: на стене обнаружены три пулевых отверствия, однако на теле погибшего нет никаких ран.

Пока полиция и корпоративная служба безопасности занимаются розыском подозреваемых, Сэм приезжает к бывшей жене Гордона, Кэролин (Джулия Ормонд). Втеревшись к ней в доверие, он выкрадывает у неё ключи от дома Гордона, а, проникнув туда — похищает его инновационный аппарат и диски с воспоминаниями пациентов.


Питер Динклидж и Джулия Ормонд в фильме "Вспомнить заново" (2017)
Питер Динклидж и Джулия Ормонд в фильме «Вспомнить заново» (2017)

Чтобы вычислить убийцу Гордона и помочь себе освободиться от мучительных воспоминаний о смерти брата, Сэм включает волшебный аппарат и начинает своё собственное импровизированное расследование.

Субъективные впечатления от фильма

Мой интерес к картине «Вспомнить заново» был обусловлен одним из положительных отзывов — что фильм, мол, замысловатый и хитрозамороченный, а особенно интересен тем, что по ходу действия оставляет зрителю массу загадок в отношении происходящего — как если бы герой метался среди множества зеркал, пытаясь выяснить, какое из отражений истинное, что реально, а что нет, и т. п. Посмотрев фильм, никак не могу согласиться с подобным описанием. На мой взгляд, фильм, напротив, очень прямолинейный (если не сказать, однолинейный) и никаких «метаний среди зеркал» мне в нём обнаружить, увы, не удалось.

Уточняя заявленную IMDb принадлежность фильма к драме, сай-фай и mystery, я, наверное, определил бы его жанр как детективную драму с незначительным налётом (или, если хотите, поставленную в декорациях) научной фантастики.

Несмотря на присутствие в сюжете инновационного прибора, по части зрелищности тут всё крайне скромно. Это отнюдь не «Вспомнить всё», не «Особое мнение», и даже не «Игры разума». Фантастика в смысле убедительности и проработанности футуристической стороны тут почти символическая, наподобие картонного театрального реквизита, и представляет, наверное, лишь повод для разговора. Визуальные эффекты скорее отсутствуют, чем присутствуют, и даже сам «инновационный прибор» выглядит донельзя старомодно и едва ли ни примитивно. (Спойлер: он похож на дешёвую игровую приставку из 1990-х с навигационным колёсиком от первого айпада, полупрозрачным экранчиком и наушниками от кассетного плеера).


Устройство для записи воспоминаний из фильма "Вспомнить заново" (2017)
Устройство для записи воспоминаний из фильма «Вспомнить заново» (2017)

Сюжет, повторюсь, на редкость прямолинеен (и это несмотря на почти двухчасовую продолжительность картины): предполагаемое убийство  — список подозреваемых — вычёркиваем первого — вычёркиваем второго, пятого, десятого — та-дам, финал, мораль, титры. Никаких метаний по ложному следу, никакой противоречивой, меняющей контекст смеси вымышленных воспоминаний с настоящими, а также воспоминаний с реальностью — ничего такого, чем так уместно и желательно было бы начинить фильм на тему фокусов с памятью. Подобная игра на сопоставлении разных версий происшедшего могла бы существенно обогатить всю эту аскетичную историю, но — увы, нет. Пара галлюцинаций и «Денди» с наушниками — вот вам, дамы и господа, и вся научная фантастика. Стоило ли, в таком случае, создателям фильма вообще соваться в тему хай-тека? Может, хватило бы старого доброго психотерапевтического гипноза на кушетке?


Питер Динклидж в фильме "Вспомнить заново" (2017)
Питер Динклидж в фильме «Вспомнить заново» (2017)

Кроме того, к сюжету имеются вопросы на тему житейско-бытового правдоподобия отдельных моментов. Скажите пожалуйста, как могла могущественная хайтечная корпорация позволить скромному макетисту выкрасть у неё из-под носа единственный прототип дорогущего инновационного устройства накануне его выхода на рынок? Почему сразу же после гибели разработчика они это устройство не спрятали за стопятьсот железобетонных дверей от греха подальше? Почему возле дома ведущего разработчика не было ни одной видеокамеры? Почему корпоративные спецслужбисты не прищучили подозреваемого в краже в тот же день, как только получили его фотографию?..


Кадр из фильма "Вспомнить заново" (2017)
Кадр из фильма «Вспомнить заново» (2017)

Что касается главных ролей: психолог Гордон в исполнении Мартина Донована — слишком одномерный, сплошь положительный и потому довольно пресный персонаж — но что поделать, таким он написан. Звезда «Игр престолов» Питер Динклидж очень убедительно играет этакого серьёзного, самостоятельного мужичка себе на уме. При этом, однако, я совсем не верю в то, что тихий макетист способен внезапно превратиться чуть ли не в Эркюля Пуаро.


Джулия Ормонд в фильме "Вспомнить заново" (2017)
Джулия Ормонд в фильме «Вспомнить заново» (2017)

Джулия Ормонд, как мне показалось, в некоторых сценах уступает Динклиджу по искренности изображаемых переживаний: ей я верю несколько меньше, чем ему, хотя он весьма сдержан в эмоциях и, можно сказать, играет одними глазами.


Антон Ельчин в фильме "Вспомнить заново" (2017)
Антон Ельчин в фильме «Вспомнить заново» (2017)

Антон Ельчин вполне здорово — впрочем, как и всегда — сыграл роль измученного невыносимыми воспоминаниями экс-пациента. К сожалению, эта роль оказалась одной из последних в недолгой, но блистательной карьере этого талантливого актёра.

Финал этого детективно-фантастического коктейля, в общем, достаточно предсказуем. Да, поскольку жанр фильма заявлен в том числе как mystery, в нём есть один дополнительный сюрприз (во избежание спойлера не буду говорить, какой именно). Однако, мне кажется, он не переворачивает ход сюжета с ног на голову, наподобие туза, извлечённого из рукава, а скорее усугубляет драматизм уже известных зрителю фактов.

В заключении — пару слов по поводу режиссуры и сценария. Режиссёром фильма и по совместительству соавтором сценария является Марк Палански. В его режиссёрской карьере это лишь вторая полнометражная лента (первая — романтическая комедия «Пенелопа», также с Питером Динклиджем), остальные работы — сериалы и короткометражки. Возможно, именно этим обстоятельствам картина «Вспомнить заново» обязана своей сюжетной бесхитростностью, достаточно невысоким полётом фантазии (при том, что жанр картины граничит с научной фантастикой) и откровенно пресными диалогами, уместными скорее в недорогом сериале, чем в полнометражной картине.

Стоит ли смотреть?

ДА — если вы хотите взглянуть на игру Питера Динклиджа и Антона Ельчина.

НЕТ — если вы не любите фантастику без полёта фантазии и детективы с предсказуемой развязкой.

2018   фильм

Диковины ВДНХ

Мини-хитпарад забавных примечательностей, обнаруженных за время посещения ВДНХ в конце июля.

1. Космический туалет

Космический туалет

Мне не раз приходилось слышать сугубо практический вопрос, касающийся жизни космонавтов на орбите: а как там у них в космосе обстоит дело с отправлением необходимых естественных потребностей? Что же, теперь у посетителей ВДНХ появилась возможность узнать это на личном опыте (см. на фото внизу), всего-то за несколько десятков рублей.

2. Небатут

Небатут

Увидев издалека вывеску этого заведения, я был практически уверен, что обнаружу здесь батут, на котором можно попрыгать вместе с друзьями. Ничуть не бывало: оказалось, это никакой не батут, а обыкновенная закусочная. Эх, какой могучий нейминг впустую пропадает…

3. Портрет ската

Портрет ската

Это — портрет «морды лица» морского ската, которого я заснял с третьей попытки в «Москвариуме». Зачем мне понадобилось фотографировать ската анфас? Видите ли, я всю сознательную жизнь жил в заблуждении, что у скатов — поскольку они плоские, глаза на одной стороне, а рот на другой — физиономии как таковой нету. Оказывается, она у них ещё как есть! И, между прочим, на редкость категоричная: «Мужчина, вас тут не стояло» — практически написано на морде у этого экземпляра.

4. Неуловимый Наполеон

Рыба-наполеон

Эта табличка тоже из «Москвариума». Есть, оказывается, такая рыба — наполеон. Но в данном случае примечательно не название, а сведения о том, где этот самый наполеон обитает. Табличка на этот счёт заявляет буквально следующее: «Широко распространён, но встречается очень редко» (???). Пытаясь постичь смысл написанного, я уже готов был сунуть раскалённую голову в аквариум с наполеонами, когда наконец до меня дошло, что имелось в виду: несмотря на то, что ареал обитания широкий, количество особей невелико. «Сочувствую», подумал я. «Но фразу лучше переписать».

5. Android 9.0

Android 9.0

Выйдя из Москвариума, я на полном ходу наткнулся на высоченного красного андроида из металлических контейнеров в процессе сборки. Не зная, что и думать, я принял его за рекламу очередной версии операционной системы для мобильных устройств (или, поскольку он красный, адаптации «Андроида» для России). Ан нет: как затем выяснилось из брошюры фестиваля «Вдохновение», проходившего в эти дни на территории ВДНХ, этот 19-метровый железный гость оказался реквизитом французского уличного театра Générik Vapeur.


[Update] На фото ниже — другой французский уличный театр, Les Plasticiens Volants, — там же, вечером, несколько дней спустя. Они надувают большие тряпичные фигуры на манер воздушных шаров, и ходят с ними по парку, ведя их за верёвочки. А публика ходит за ними, задрав голову в небо. Что должны символизировать вот эти высокохудожественные исполинские надувные коряги между памятником Ленину и павильоном СССР — ни малейшего понятия.

Les Plasticiens Volants на ВДНХ (июль 2018)