Сериал «Ведьмак» / The Witcher (2019)

Сериал «Ведьмак» / The Witcher (2019)

Постер сериала «Ведьмак»

США, 2019 г. Жанр: фэнтези/драма/экшен. Режиссёры: Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес, Марк Джобст. В ролях: Генри Кавилл, Фрейя Аллан, Аня Чалотра и др.

Сюжет

«Ведьмак» — фэнтези-сериал, основанный на цикле фантастических рассказов Анджея Сапковского о ведьмаке Геральте из Ривии — чародее-мутанте, убивающем монстров за деньги. Действие разворачивается в вымышленном мире под названием «Континент», напоминающем мрачную средневековую Европу, охваченную войной между различными королевствами Севера и Юга. Первый сезон рассказывает о встрече главных героев цикла — самого Геральта, его возлюбленной — чародейки Йеннефер из Венгерберга, а также юной принцессы Цири, над которой Геральт получает опекунство по Праву Неожиданности — причудливому обычаю ведьмачьего мира.

Вначале была музыка

Моё знакомство с «Ведьмаком» началось совершенно неожиданным образом: не с книг самого Анджея Сапковского и даже не с видеоигр The Witcher производства польской студии CD Project Red, а с музыкального саундтрека. Я занимался своими делами и в фоновом режиме слушал плейлист Spotify с разными случайными оркестровками. Одна мелодия особо зацепила. Интересно, думаю, из какого она фильма? Оказалось, что вовсе не из фильма, а из видеоигры The Witcher III.

То, что к играм пишут столь классные оркестровки, меня уже давно не удивляет: в индустрии видеоигр крутятся совершенно сумасшедшие деньги, поэтому разработчики могут позволить заказывать музыку у самых именитых и талантливых современных композиторов.

Так уж сложилось, что «Ведьмак» — это очень польский проект: книга польского автора, игра польской студии. Неудивительно, что большую часть партитур для игры The Witcher III написал польский же композитор Марчин Пжибилович (Marcin Przybyłowicz).

А вот и та самая мелодия — «Геральт из Ривии», в исполнении симфонического оркестра на мероприятии Video Game Show — опять-таки в польском городе Кракове. (В ролике там целый концерт, так что перемотайте, плиз, на 47:22):

Помимо главной темы ещё особенно хороши композиции «Wake Up, Ciri» (06:23) и «Kaer Morhen» (39:25), их я заслушал практически до дыр.

Так что когда я узнал, что Netflix запускает свою экранизацию «Ведьмака», я был абсолютно уверен, чью музыку я услышу с экрана. Однако напрасно я протирал уши тряпочкой в радостном предвкушении: оказалось, что в нетфликсовской телеверсии нет ни одной музыкальной темы из оригинального игрового саундтрека! Очень, очень жаль, потому что саундтрек в сериале и рядом не стоит по целостности и запоминаемости.

Это было небольшое музыкальное вступление. А теперь о главном.

Кастинг

На фоне оглушительного успеха третьей части видеоигры «Ведьмак» создатели сериала, очевидно, не могли себе позволить, чтобы главный герой выглядел как-то иначе, чем Геральт из игры: это было бы слишком рискованно, фанаты за такое надругательство порвали бы в виртуальные клочья. Поэтому сходство между Геральтом из Netflix-версии и Геральтом из игры просто поразительное: и внешность, и голос, и детали костюма воспроизведены с превеликой тщательностью. Разве что персонаж из игры с виду немного постарше:


Генри Кавилл (сериал "Ведьмак")
Слева: Генри Кавилл в роли Геральта © Netflix | Справа: Геральт из игры The Witcher © CD Project Red

Игроманы от такого решения будут в восторге и должны посмотреть сериал, невзирая ни на какие потенциальные огрехи — из одного лишь удовольствия взглянуть на живого Геральта. Как в той старой байке про концерт певицы Зыкиной в Узбекистане: «Петь ничего не нужно: ты просто сюда походи, туда походи…»

Помимо этого козыря, есть и ещё один, столь же мощный. Генри Кавилл известен широкой публике по роли Супермена («Лига справедливости», «Человек из стали», «Бэтмен против Супермена»). Смотрим на Геральта, подразумеваем Супермена: беспроигрышная комбинация. Так что его кандидатура на роль главного хорошего парня с двойной гарантией вызовет симпатию аудитории.


Генри Кавилл (сериал "Ведьмак")
Генри Кавилл в роли Геральта © Netflix

Надо признать, в этой роли Генри Кавилл и вправду очень хорош. Поскольку по замыслу Сапковского ведьмаки не испытывают эмоций (во что крайне сложно поверить, поскольку это сделало бы их похожими скорее на мертвецов или на роботов, чем на героев), он старательно супит брови, сверкает глазами, говорит низким хрипловатым монотонным «геройским» голосом и вообще служит живым воплощением фразы «Они не пройдут». И лишь пару раз за восемь серий он оступается и делает то, что ведьмаку не положено делать никогда и ни при каких обстоятельствах. А именно — (см. спойлер).

Геральт улыбается

Он улыбается!!!

А вот в случае одной из главных женских ролей — колдуньи Йеннефер, возлюбленной Геральта, сходство с персонажем компьютерной игры хотя и намеренное, но всё же несколько поверхностное:


Аня Чалотра (сериал "Ведьмак")
Слева: Аня Чалотра в роли Йеннефер © Netflix | Справа: Йеннефер из игры The Witcher © CD Project Red

И дело, мне кажется, не столько в этничности (в сериале эту роль исполняет британо-индийская актриса Аня Чалотра), сколько в общем типаже: она не особенно убедительна в роли холодной, расчётливой, жадной до власти роковой красавицы, которая использует Геральта как инструмент достижения своих амбициозных целей. Возможно, ей чуток недостаёт возраста для этой роли. И если дело только в этом, не всё потеряно: подождём второй сезон, который планируется к выходу в 2021 году.

Персонажи второго плана обнаруживают ещё меньше, либо вообще никакого сходства с персонажами из игры. К примеру, вот как выглядит бард Лютик, говорливый спутник ведьмака в сериале и в игре:


Джоуи Бейти (сериал "Ведьмак")
Слева: Джоуи Бейти в роли барда Лютика © Netflix | Справа: бард Лютик из игры The Witcher © CD Project Red

Впрочем, второй план, он и есть второй план. Поёт актёр вполне нормально, балагурит без умолку, как и положено барду из книги — ну и хорошо. Тем более, официально сериал основан именно на книге, а не на игре.

Сценарий, режиссура, монтаж

Поскольку я не знаком с книгами Сапковского о ведьмаке, я могу лишь догадываться, насколько сценарий сериала близок или далёк от авторского текста. Однако на мой исключительно зрительский (а не читательский) взгляд, серии 1-го сезона довольно неоднородны по качеству повествования и внятности монтажа. Вероятно, это объясняется тем, что каждую серию снимала отдельная команда во главе со своим отдельным режиссёром (их в сериале четыре), своим отдельным сценаристом и монтажёром. И, честно говоря, эффект лоскутного одеяла в данном случае заметен.


 сериал "Ведьмак"
© Netflix

В сопоставлении с именитыми кинофэнтези типа «Властелина колец» или «Игры престолов», нетфликсовский «Ведьмак» простоват, грубоват и наивен, а диалоги местами производят впечатление дешёвой набивки, прикрывающей бессодержательность происходящего. Которая, похоже, очевидна не только зрителю, но и самим персонажам! «Тебе со мной скучно?» — спрашивает у Геральта его подруга в шестой серии. «Совсем нет», — отвечает он и через секунду засыпает. После чего подруга в течение 40 секунд (!!!) молча разглядывает Геральта.

Господа сценаристы! В отличие от Геральта, я скажу всё как есть: с вами и правда довольно скучно. Не единожды я нажимал на кнопку быстрой перемотки, а один раз едва не заснул. Потому что слушать целый час, как ваши персонажи со значительным видом несут маловразумительную пургу, не очень-то интересно.


 сериал "Ведьмак"
© Netflix

Штука ещё и в том, что в отличие от видеоигры или интерактивного кино типа «Брандашмыга», обычный сериал — формат неинтерактивный. В нём нельзя выбирать квесты, нельзя менять локации, нельзя выйти из скучного диалога и просто побегать по открытому миру в своё удовольствие. Неинтерактивность акцентирует содержательные пустоты, которые в отсутствие фонтана зрелищных спецэффектов нечем замаскировать.

Так что если в книгах уважаемого пана Сапковского (который, кстати, был привлечён к сериалу в качестве креативного консультанта) не содержится необходимого количества интересных и содержательных диалогов, чтобы заполнить ими целых восемь часов эфирного времени, эти диалоги нужно было придумать сценаристам. Если у сценаристов проблемы с фантазией, настоятельно рекомендую им обратиться к разработчикам игры The Witcher: у этих ребят с фантазией всё очень и очень хорошо.


 сериал "Ведьмак"
© Netflix

Пара слов о монтаже. Сериал смонтирован так, что действие настоящего перемешано с событиями прошлого, причём безо всяких текстовых пояснений типа «10 лет тому назад». Поэтому неподготовленный зритель может до самого конца недоумевать по поводу происходящего: вот королева кончает жизнь самоубийством, а спустя 20 минут она в добром здравии вновь расхаживает по экрану; вот принцесса сбежала из горящего дворца, а вот она опять во дворце, как ни в чём ни бывало, и т. д. Так что если вы не читали книг Сапковского и не играли в игры серии The Witcher, вам будет непросто сориентироваться в сюжете и понять, кто эти люди и в каких отношениях находятся друг с другом.


 сериал "Ведьмак"
© Netflix

Прочие плюшки

И ещё несколько забавных интересностей, привлекших внимание в ходе просмотра.

1. Афроамериканские эльфы

«Ведьмак» — сериал подчёркнуто политкорректный. Поэтому наряду с чернокожим лордом Данеком и индийской Йеннефер там ещё много неожиданных инноваций, из которых самая сногсшибательная — это чернокожие эльфы с острыми ушами. Поскольку я таких эльфов вижу впервые и не знаю, как они правильно называются, чтобы никого не обидеть, осторожно назову их афроамериканскими. Скриншот не публикую, предлагаю желающим посмотреть сериал и найти их самостоятельно.

2. Забавные модернизмы

Если вы внимательно смотрели и слушали сериал «Ведьмак» в английской озвучке, то могли отловить в речи персонажей забавные слова-модернизмы, которые в этом условном фантазийно-средневековом контексте звучат странно и неуместно, поскольку они явно из другого места и времени. Вот они, эти словечки:

технически («Технически, это земля эльфов…»)
синтетически-созданные («Синтетически»? Ничего себе! Может, у вас и генная инженерия давно в ходу?)
капитализация (Потрясающе, а про ставку рефинансирования у кого из гномов уточнить можно?)
спа-салон (без комментариев)
И наконец:

окей! (отвечает один персонаж другому. Этот «окей» встречается в диалогах один-единственный раз, и мне правда интересно, как этот махровейший американизм просочился в условно средневеково-европейский сценарий.)

3. Безразмерная палатка

В шестой серии, во время горной экспедиции Геральт навещает Йеннефер в её палатке. Обратите внимание: палатка в кадре настолько маленькая, что Геральту приходится сгибаться пополам, чтобы пройти в дверь:

 сериал "Ведьмак"

Но как только он попадает внутрь, происходит магическая трансформация и палатка резко увеличивается в размерах:

 сериал "Ведьмак"

Если я правильно понимаю, волшебство тут совершенно ни при чём. Перед нами вопиющий косяк режиссёра-постановщика из серии «авось не заметят». (Если это не косяк и всё так и было задумано по сценарию — прошу предоставить пруфлинк.)

Итого: стоит ли смотреть?

ДА — если вы фанат прозы Сапковского или видеоигр серии The Witcher и вам хочется взглянуть на живого Геральта из Ривии;

НЕТ — если ваш любимый сериал — «Игры престолов». (В этом случае лучше пересмотрите «Игры престолов» или дождитесь выхода второго сезона «Ведьмака».)


P. S. Главные актёры сериала рассказывают о кастинге и съёмке (англ.):

UPD: А вот как выглядели главные герои в польском двухсерийном фильме «Ведьмак» (Wiedzmin) 2001 года:

фильм Wiedzmin
Слева направо: бард Лютик (Збигнев Замаховски), Геральт (Михал Зебровски), Йеннефер (Гразина Волшчак)
Поделиться
Отправить
Запинить
 124   8 мес   фильмы
1 комментарий
Олег Горбунов 8 мес

Палатка все же магическая: сначала Геральт смотрит на нее недоуменно, и даже пытается оставить у входа баул с мечами, но когда входит, оглядывается, и говорит «Неплохо ты тут устроилась». Да и вряд ли полноценная двухспальная кровать, шкаф, и столик это «ошибка постановщика» в пешем походе.

Мне понравились лесные чернокожие эльфы. В условно-тропическом лесу они смотрятся гораздо органичней.

Про Йеннифер согласен, Лютик... эмоционально подходит, и кажется, это главное. Но всё же главный мискаст это конечно, Трисс. Она не подходит ни внешне, и дело даже не в цвете волос, ни эмоционально. Даже просто не тянет на вообще на волшебницу.

Сюжетно в игре она ведь противовес к Йеннифер — тоже гордая, независимая, но ее цель — общее благо, а не поглощающий эгоизм Йен, заставляющая Геральта метаться между его убеждениями о том, что ведьмак должен «Убивать чудовищ, получать монеты, и ехать дальше» и «Твоя судьба среди великих — драконов и королей» к которой его тянет Йеннифер.

Александр Токарев 8 мес

В английской озвучке Геральт, зайдя в палатку, озирается, хмыкает и говорит: «So simple». Что я истолковал как сдержанное удивление неожиданной простотой обстановки — в сравнении с прежней роскошью, в которой ему приходилось встречаться с Женей Вексельберг :) Напоминаю, Сапковского я не читал, поэтому, как зритель, руководствуюсь тем, что мне показывают с экрана. Если палатка реально волшебная, а я этого в упор не понял, вероятно, режиссёр переоценил мою зрительскую проницательность.
Что касается Трисс: да, благодаря столь странному кастингу её из персонажей 2-го плана задвинули практически в массовку. Учитывая предельный прагматизм, свойственный управленцам золотоносных приисков типа Netflix, я не могу объяснить это ничем, кроме больших денег или большой личной симпатии.

Популярное