Подземный музей в Зарядье

Подземный музей в Зарядье

Подземный музей в парке Зарядье, Москва
Вид на Парящий мост и Москва-реку. Справа — вход в Подземный музей

Где находится и как пройти

Подземный музей в парке «Зарядье» расположен рядом с правым крылом Парящего моста у Москворецкой набережной. Поскольку музей подземный, неудивительно, что вход в него расположен ниже уровня земли в конце короткого лестничного спуска, напоминающего вход в метро.

В отличие от Флорариума, чью скромную вывеску, расположенную на боку колонны, можно запросто не заметить, мимо входа в Подземный музей, что называется, не пройдёшь: крупные чёрные буквы на мраморном фризе отлично видны с полусотни метров (см. фото).

Забавно, что эту фотографию входа в Подземный музей я сделал летом, но посетить сам музей мне удалось только спустя несколько месяцев, поздней осенью. Да чего уж там, фактически, зимой, ведь в день посещения выпал первый в этом году снег! Который, нам, разумеется, ни разу не помеха.

Итак, от метро «Театральная» по Богоявленскому и Рыбному переулкам добегаю до пересечения с улицей Варваркой, пересекаю парк с севера на юг и выхожу к правому крылу Парящего моста и гастрономическому павильону «Зарядье» у Москворецкой набережной:

Спускаюсь в подземный переход и направляюсь к стеклянным дверям. (Коридор с белой подсветкой по соседству — выход к Москва-реке. Туда мы заглянем чуть позднее.)

Подземный музей в парке Зарядье, Москва

На полу перед входом в музей — покрытая стеклом инсталляция, очевидно, изображающая момент из жизни средневековых китайских извините, китайгородских плотников, бросивших свой нехитрый обед и отошедших на перекур:

Подземный музей в парке Зарядье, Москва

Покупка билетов

Открываю стеклянную дверь, пытаюсь зайти в музей. Однако поскольку я не купил билет заранее, а внутри музея кассы нет, охрана заворачивает меня и направляет к билетному терминалу напротив входа:

«Сбой связи. Попробуйте ещё раз», бесстрастно сообщает мне голубой экран. Пробую ещё раз. И ещё. Наконец, выдернув из зубов терминала заветный билет и высказав вслух всё, что я думаю о современных беспроводных технологиях, энергично заскакиваю с холода вовнутрь, одновременно отмечая про себя, что в так называемом подземелье значительно теплее, чем на улице.

Ориентировка на местности

Сразу после прохода металлоискателя и проверки билетов музейный сотрудник — вежливый, серьёзный паренёк с интонациями научного сотрудника — проводит среди меня краткую ознакомительную ориентировку. Музей, сообщает он, у нас небольшой. Но интерактивный. Поэтому большая часть экспонатов представлена в виде сенсорных дисплеев. Нажимаете пальцем на интересующую картинку и получаете по ней текстовую справку или видеоролик. Интерактивность также означает, что все экспонаты, которые не находятся за стеклом, дозволяется трогать руками. («Правда, имейте в виду, что это муляжи» — добавляю я от себя после посещения экспозиции.)

Кстати, музей этот и в самом деле небольшой. Он состоит из одной-единственной комнаты, в центре которой расположен фрагмент подлинной китайгородской стены XVI века, видимый снаружи сквозь стеклянную витрину. Вдоль трёх его сторон, как бы буквой «П», располагается вся прочая экспозиция: внизу правой ножки буквы «П» находится вход, внизу левой — выход.

Я благодарю моего гида за добросовестный инструктаж и незамедлительно приступаю к осмотру.

Китайгородская стена

Фрагмент Китайгородской стены — самый первый и одновременно самый крупный экспонат Подземного музея:

Фрагмент Китайгородской стены в парке Зарядье
Фрагмент Китайгородской стены в парке Зарядье

Как следует из таблички, этот фрагмент был обнаружен совсем недавно — в 2015 году, в ходе строительства парка «Зарядье». «Интересно», — размышляет мой внутренний дизайнер, читая табличку, — «почему желтоватый массив, из которого сделана стена, зовётся белым камнем? Должно быть, он просто пожелтел от времени?.. И объясните, ДЛЯ ЧЕГО НАБИРАТЬ СТОЛЬ ДЛИННЫЙ ТЕКСТ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ? ИХ ЖЕ ТАК НЕУДОБНО ЧИТАТЬ!»

За углом стены беспечного посетителя поджидает довольно неожиданный экспонат — застеклённая яма с инфернальной красной подсветкой и торчащими вверх кольями:

Фрагмент Китайгородской стены в парке Зарядье

Как поясняет табличка, перед нами — экспозиция дубовых свай, обнаруженных в кладке Китайгородской стены. А вовсе не усыпальница графа Дракулы и не западня с проваливающимся полом из «Принца Персии», как некоторые могли бы подумать.

Дубовые сваи Китайгородской стены
Дубовые сваи Китайгородской стены

Безудержный интерактив

Напротив древней (и совершенно неинтерактивной) Китайгородской стены находится современная и чрезвычайно интерактивная стена, увешанная сенсорными дисплеями и потому напоминающая ЦУП на космодроме:

Интерактивные дисплеи в Подземном парке Зарядье

Удобно ли пользоваться этими дисплеями? Не очень, и вот почему. Во-первых, на некоторых из них элементы управления находятся на одном дисплее (внизу), а результат от нажатий появляется на другом (вверху). Это дезориентирует, поскольку не сразу понятно, где должен появиться результат произведённого вами действия. К тому же, при пользовании таким устройством приходится крутить головой вверх-вниз, переключая внимание с одного монитора на другой, что не особенно удобно.

Интерактивные дисплеи в Подземном парке Зарядье
Попробуйте быстро определить, что тут к чему относится

Мало того: рядом висят другие дисплеи, рассказывающие про совершенно другие экспонаты, и на них также что-то всё время пестрит, крутится, появляется и исчезает, что также отвлекает, утомляет и, самое главное, затрудняет усвоение информации — то есть, мешает вам получить то, за чем вы пришли. Признаюсь, мне даже пришлось прибегнуть к «помощи зала» и попросить сурового, но любезного охранника помочь мне разобраться со всем этим интерактивом.

В дополнение ко всему, часть текста выводится не на дисплеи, а непосредственно на стену с помощью проектора:

Светящийся текст на стене Подземного музея

Смотрится модно и современно, спору нет. Однако то, что пригодно для витрины торгового центра, не обязательно столь же хорошо подойдёт для музейной экспозиции. Дело в том, что длинный мелкий светящийся текст, заметно менее чёткий по сравнению с картинкой на мониторе, в музейной полутьме читать утомительно, особенно людям с неидеальным зрением. Поэтому, несмотря на мои усердные попытки быстро вникнуть в содержание информации, я запомнил лишь цифры 1547, которые, вроде бы, как-то связаны с Никольской улицей. Довольно скромный результат, не правда ли?

Между тем, на нижних дисплеях есть вполне толковые игровые инфоэкспонаты, ориентированные на юных посетителей. К примеру, на этом предлагается угадать современное назначение старинных предметов, представленных в экспозиции:

Интерактивная игра в Подземном музее Зарядье
Я думаю, это биткойн

А вот тут меня хвалят за удачный выстрел из анимированной пушки по вероятному противнику. (На заднем плане виден взрыв страшной разрушительной силы.) И тут же предлагают службу по контракту:

Интерактивная игра в Подземном музее Зарядье

А оно у вас настоящее?

Как и было заявлено, все экспонаты, которые можно трогать руками — муляжи. Что, кстати, совершенно правильно. Потому что если выставить оригиналы и разрешить их трогать, то при таком потоке посетителей они за пару лет сотрутся в порошок.

Вот эта копейка времён правления Михаила Фёдоровича — тоже муляж:

Копейка в Подземном музее Зарядье

Кстати, как думаете, какого она размера? Внимание, правильный ответ: примерно с ладонь. И это тоже хороший ход, потому что реальная монета настолько мелкая, что даже через увеличительное стекло ничего толком не разберёшь. А так — и детали видны хорошо, и потрогать можно. Уверен, детишки особенно оценят этот «трогательный» аспект.

Хранитель подземного электричества

Манекен в Подземном музее Зарядье

Электрощитовую музея охраняет вот такой манекен в одежде стрельца и лёгкой поэтической флегмой в стеклянных очах. Что за тайный знак он показывает посетителям правой рукой? Сложно сказать. Табличка на этот счёт умалчивает. Мне, однако, показалось, что у него в руке раньше находилось нечто круглое. Возможно, лампочка?

Средневековая примерочная

Доспехи в Подземном музее
Доспехи в Подземном музее
Доспехи в Подземном музее, которые можно не только потрогать, но и примерить

Ещё одной интерактивной фишкой Подземного музея является возможность примерить на себя амуницию средневекового русского воина: шлем-шишак, наручи, саблю, а также кольчугу либо бахтерец (разновидность кольчужного доспеха с пластинами на груди), мирно лежащие в сундуке до объявления часа «Ч». Всё это, разумеется, новоделы.

Поскольку до закрытия оставалось совсем немного времени, кольчугу я примерять не стал, а просто извлёк её из сундука и взвесил на руках. Как и предполагалось, довольно увесистая штука. По ощущениям, никак не меньше 5 кг. Бахтерец весил примерно столько же. Сабля из ножен не вынимается (и я бы очень удивился, если бы она вынималась).

Гости из прошлого

Эту интерактивную фишку Подземного музея можно назвать наиболее эффектной и новаторской. Для её активации нужно подойти к одному из музейных шкафов с крупной надписью «Нажмите на экран»...

Интерактивный шкаф-телевизор в Подземном парке Зарядье

...выбрать пиктограмму с изображением одного из экспонатов, находящихся в шкафу, нажать её и отойти на несколько шагов назад для лучшего обзора. После чего одна из стекольных створок этого, с виду совершенно обычного, шкафа превращается...

Интерактивный шкаф-телевизор в Подземном парке Зарядье

...в телевизор, на экране которого появляется персонаж в историческом костюме и с выражением рассказывает вам историю выбранного экспоната!

На первый взгляд у такой подачи одни сплошные преимущества. Ведь информация, рассказанная столь колоритным аватаром, и воспринимается, и запоминается куда лучше, чем скучный длинный текст на табличках или мониторе.

Однако наряду с приятностями быстро обнаружился вполне объяснимый побочный эффект. Больше двух раз эти рассказы слушать невозможно: быстро приедается. С третьего раза вся эта забава начинает напоминать истязание под названием «музыкальная шкатулка».

А поскольку таких говорящих гостей из прошлого в музее аж три штуки, то при синхронном запуске они начинают друг друга перекрикивать, как базарные зазывалы, что также мало способствует усвоению информации. Между прочим, третий из них — вот этот велеречивый усатый синьор — типа как сам Пьетро Франческо Анибале, архитектор Китайгородской стены, на Руси известный под именем Петрок Малой Фрязин:

Интерактивная викторина в Подземном парке Зарядье

Так что технология, безусловно, интересная и инновационная, но покидая музей, я искренне посочувствовал женщине-охраннице, чей столик находился в непосредственной близости от этих цифровых говорунов. Ведь ей, бедняге, приходится выслушивать их назойливую болтовню по сто раз на дню.

Итого

Стоит ли посещать Подземный музей в Зарядье? Полагаю, с детьми младшего школьного возраста вполне можно. Судя по экспонатам и интерактивным играм, этот музей изначально проектировался с заметным упором на детскую аудиторию. Так что, думаю, минут двадцать-тридцать ваши чада там героически продержатся и особо скучать не будут. Особенно мальчики, ведь там дают примерить (почти) настоящие шлем и кольчугу!

Ну а что касается совсем взрослых мальчиков и девочек, надеюсь, я обо всём рассказал достаточно подробно, так что решайте сами.

...
UPD: На выходе из короткого перехода, ведущего от дверей музея к Москворецкой набережной, открывается вот такой вид:

Парящий мост Москворецкая набережная

  ещё о зарядье  

Поделиться
Отправить
Запинить
2 ноября   выставки   Москва
1 комментарий
Алексей Литвинов

Наверное, никогда не окажусь в этом музее, потому за экскурсию большое спасибо!

Не очень понятно, сколько стоит это удовольствие :-) Понятно, что «дизайнеры», которые работали над оформлением музея были выбраны в результате аукционы. И выбирали их не за качество прошлых работ, а по формальным признакам. Потому текст под экспонатами набран таким поистине ужасным образом, руки мало оторвать. Еще и с ошибками. Вроде, незначительными, но когда вместо тире — используют дефис — да еще и без пробелов, это мне очень заметно. А уж когда пробелы то есть, то их нет, это для меня верный знак — работу делали на «отвали».
На те же мысли наводит и подставка под «доспехами», смастряченная из ламинированного ДСП.
А красная подсветка — это явно «находка» людей, проектировавших музей и применявших в процессе какие-то вещества.

Так что еще раз спасибо, но нет. За свои деньги в такое место я не пойду, даже если по случаю окажусь рядом :-)

Александр Токарев

Пожалуйста ) Что касается «стоимости удовольствия», взрослый билет — 190 р.

Популярное