Эвристика подвела

Эвристика подвела

Вход в Московское метро

Конфузный случай на тему, как меня подвела моя же собственная навигационная эвристика. Где-то около года назад я заметил, что на столбике-указателе рядом со входом в мою станцию метро появилось небольшое усовершенствование: зелёная светящаяся цилиндрическая вставка (см. фото).

Поскольку я давно приучен к тому, что зелёный цвет в навигационных схемах и интерфейсах традиционно означает одобрение или подтверждение («да», «окей», «правильно», «можно», «разрешено», «открыто», и т. п.), я предположил, что этот светящийся цилиндр — визуальный индикатор работы станции метро. Чтобы, ещё до спуска в переход, пассажиру издалека было видно, открыта сейчас станция или закрыта.

Если это так — почему бы и нет, подумал я. Инновация, может, и не из разряда жизненно необходимых, но в принципе, небесполезная. Может сэкономить пассажиру несколько минут ненужной беготни по длинным переходам. (Ибо зачем спускаться на станцию, которая закрыта?)

И вот буквально пару дней назад я понял, насколько эта гипотеза была далека от правды. Потому что, оказавшись в тёмное время суток у подземного перехода на станции «Чистые пруды», «Тургеневская» и «Сретенский бульвар», я обнаружил на столбике с буквой М не один, а сразу три цилиндра — оранжевый, салатовый и красный:

Вход в Московское метро

Ёлки-палки! Ну конечно же, никакой это не индикатор работы станции! На самом деле, эти цилиндры обозначают принадлежность данной станции к определённой ветке метро: красный цилиндр — красная ветка, зелёный — зелёная, и т. д. Три цилиндра означают, что этот переход ведёт сразу к трём станциям.

Чем я объясняю мой эпический навигационный фейл? Во-первых, инерцией восприятия: зелёный значит «заходи, открыто» (а вот и не всегда). Во-вторых, если бы я жил около входа в станцию, принадлежащую не-зелёной и не-красной ветке, либо у входа сразу в несколько станций, наверное, догадался бы сразу. Тем не менее, имейте в виду, уважаемые разработчики навигации Московского метро: в данном конкретном случае защита от дурака явно не сработала.

Поделиться
Отправить
Запинить
1 комментарий
Надежда

Здравствуйте Александр, в Праге таблички на входе в метро сразу выполнены в соответствующем цвете линии, но все проще потому что только три ветки метро: зелёная, желтая и красная

Александр Токарев

Да, Надежда, в этом смысле пражскому метро куда проще: чем меньшее количество единиц изначально требуется закодировать цветом, тем надёжнее срабатывает последующее распознавание. В случае московского метро, в котором, по состоянию на июнь 2019 г. уже 15 линий и 269 станций, запоминать цвет линии с каждым годом всё сложнее. Включая и сами названия цветов: кто-то назовёт цвет розовым, кто-то свекольным, светло-красным или серобуромалиновым — поди пойми, о какой линии на самом деле идёт речь. И это среди людей с нормальным цветоразличением, а представьте, насколько непросто в такой ситуации ориентироваться дальтоникам.

Так что, на мой взгляд, табличка с текстом (хотя бы название станции, а можно и линии) — самый информативный и внятный вариант, исключающий непонимание. Цвет тоже можно использовать, но его роль в случае московского метро уже вторична.

Популярное